Новости науки

  • Традиции использования пояса шамана у коренных народов Дальнего Востока
    Пояс шамана с подвесками был призван отпугивать злых духов от болеющего человека (обряд камлания). Считалось, что злые духи испугаются шума, издаваемого им. Шаманский пояс воспринимался коренными жителями Дальнего Востока намного шире, нежели просто музыкальный инструмент. Ссылка на описание объекта: http://www.rusfolknasledie.ru/search/
  • Ритуальный комплекс коренных народов севера Хабаровского края «Праздник Первой Рыбы»
    Ритуальный комплекс состоит из нескольких разделов. Начинается праздник с всеобщего танца-хоровода «Хэйде» (друг). Далее следовали три обряда, связанных с костром: разжигание; изгнание духов; и его кормление. После этого участники праздника совершали ритуал кормления сети, заканчивающийся всеобщим поеданием первой пойманной рыбы. Набравшись сил, коренные жители Хабаровского края начинают народные гулянья: спортивные соревнования сопровождаются песнями, танцами, выставками ...
  • Традиции использования металлического дугообразного варгана у коренных малочисленных народов Хабаровского края
    Игра на металлическом дугообразном варгане была широко распространена в национальной культуре коренных малочисленных народов Хабаровского края как в обрядовой практике, так и в повседневной жизни. Игрой на нем сопровождались поминальные, шаманские обряды, важнейшие календарные праздники. Кроме того, считалось, что варган помогал влюбленным: игра на нем использовалась нанайцами как средство, с помощью которого можно было завуалировать ...
  • Технология выделки оленьей шкуры эвенками Селемджинского района Амурской области
    Оленья шкура для эвенка это — унты, доха, шапка, перчатки, упряжь, подбивка лыж, спальные мешки, кумаланы, шкура на пол и др. Эвенки Селемджинского района Выделывают оленьи шкуры, как это делали их предки, не применяя химических, неорганических соединений, без особой механизации. Зачастую мездра снимается так: шкура бросается на лед и примерзает к нему, а затем срывается ...
  • Заговорные традиции русских Забайкалья
    Одним из видов поэтического репертуара русских Забайкалья остаются заговорно-заклинательные тексты — заговоры. Это небольшие по объёму, ритмические по складу формульные произведения, исполняемые с магической целью в сопровождении ритуальных действий. Произносятся они, как правило, шепотом или скороговоркой. Благодаря сакральности заговоры играли важную роль в обрядовой жизни, исполнять их могли люди, обладающие, как считалось, особым даром магического ...
  • Обряд крещения новорожденных у «семейских» Красночикойского р-на Забайкальского края
    Обряд крещения в бытовом его применении чаще называют “погружением”. Сам обряд погружения остается у семейских неизменным, что подтверждается опросами потомков старообрядцев, проживающих в разных районах края. Для семейских считалось обязательным крещение ребенка после его рождения: «Жить некрещеному, значит жить во грехе. А если случится, что ребенок умрет некрещеным, так это совсем плохо» (М. Е. Колесникова). ...
  • Фольклорный ансамбль «Читинская слобода»
    Руковолитель: информация уточняется Год создания: 2014 год Деятельность:   Ансамбль ведет активную концертную деятельность, выступая на различных площадках города, края, России и зарубежья. Название «Читинская слобода» — не случайно. Согласно документам, поселение на слиянии двух рек – Ингоды и Читы — носило это название почти сто лет. В народе говорили просто Читинск. И только после присвоения статуса города появилось привычное – Чита. В век же существования Читинской слободы как раз и происходило ...
  • Нивхский фольклорный ансамбль “Пила Кен”
    Руковолитель: информация уточняется Год создания: 1959 год Деятельность: Солнце, которое ярко светит нам уже на протяжении 50 лет, сохраняя самобытную культуру нивхов – небольшого северного народа. История ансамбля «Пила к’ен» хранит в себе калейдоскоп театрализованных представлений, гастрольных поездок, встреч. За годы его существования накоплен огромный репертуар, собран обширный этнографический материал. Основной целью и задачей ансамбля является пропаганда культуры, истории ...
  • Якутский героический эпос Олонхо
    Эпос Олонхо состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен — 10—15, а иногда и более тысяч стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями — олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется в специфической разговорной манере, часто без инструментального сопровождения. Размер стиха свободный, количество слогов в ...
  • Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (ИГИиПМНС СО РАН)
    Структурное подразделение: Сектор эвенкийской филологии Руководитель структурного подразделения: Галина Ивановна Варламова доктор филологических наук Направление деятельности: Основные научные направления Сектора северной филологии – фундаментальные и прикладные исследования в области языков и фольклора эвенов, эвенков, юкагиров, долган и чукчей. Широкую известность получили фундаментальные монографические работы В. Д. Лебедева <Язык эвенов Якутии> (Л., 1979), В.А. Роббека <Виды ...