Дайджест журнала «Живая старина» за 2015 год

В 2015 г. на страницах журнала нашли отражение несколько магистральных тем, значимых для российской культуры и фольклористики.

В связи с тем, что 2015-й был объявлен годом литературы в России, мы посвятили целый ряд публикаций взаимоотношению письменной (книжной) и устной традиций, значению письменных источников в формировании и бытовании устных текстов, языку народной культуры, роли исполнителя и носителя традиции в ее трансляции и сохранении (№ 3, 4). Отмечая 70-летие Великой Победы, мы посвятили теме войны в народной памяти рубрику в № 3. В 2015 г. Государственному республиканскому центру русского фольклора исполнилось 25 лет — этому событию, важному для отечественной науки о фольклоре и традиционной культуре, посвящена рубрика в № 4.

По-прежнему актуальными для нашего журнала оставались темы, связанные с региональными исследованиями в фольклористике и этнографии, с изучением живых форм бытования народной культуры, с обсуждением проблем и перспектив науки о «живой старине».

Первый номер 2015 г. открыла рубрика «Время и календарь в народной культуре».

Т.А. Агапкина в статье «Праздник — время праздное? (о пользе нарушения запретов)» обратилась к проблеме воплощения идеи «праздности» в ритуалах народной культуры, приуроченных к определенным календарным датам. Автор статьи «“Рахманський великдень” в Подолии (XIX—XXI вв.)» О.И. Шалак представила аналитический обзор ритуалов, связанных с региональным праздником пасхального цикла, и проследила трансформацию традиции на протяжении двух веков. Публикация Е.А. Самоделовой «Святочные подблюдные песни Калужской, Орловской и Тульской областей» вводит в научный оборот материалы, записанные в 1985 г. В статье П. Христова и Е.В. Петровой. «“Свой” праздничный календарь у болгар Одесской области и украинцев Софии» показано, как диаспоральным группам, проживающим в урбанизированной среде, удается сохранить «свое лицо», используя народную религиозную символику в календаре.

Рубрика «Верования и обряды» продолжила календарную тему и тему времени в народной культуре. Р. Слюжинскас в статье «“Еврей” — персонаж масленичного ряженья в Литве» охарактеризовал региональные особенности ряженых персонажей, изображающих этнических соседей, и указал на основные этнокультурные стереотипы, на основе которых происходит конструирование образа «чужака» в народном календаре. Публикация Г.И. Лопатина «Пасхальные обряды и обычаи на Гомельщине» представляет полевые материалы из собрания Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. В публикации В.В. Запорожец «Былички о “неурочном времени”» представлены рассказы о сглазе, проклятии или необычных случаях, произошедших во временные моменты, определяемые народной традицией как «тяжелая минута», «неурочный час».

Большой раздел «Фольклор и этнография народов России» объединил статьи по фольклору и народной культуре карел (М.В. Кундозерова. «Большой дуб: о мифологеме мирового древа в карельских рунах»), эвенков (Н.А. Мамонтова. «Хосунные предания илимпийских эвенков»), мордвы (В.И. Рогачев. «Обычай похищения невест у мордвы (по материалам XIX — начала ХХ в.)»), цыган (Н.В. Бессонов. «Невесты “чужой крови” в цыганских таборах»; В.Н. Янышева. «Цыганские “страшные истории”»), татар (И.А. Бессонов. «Фольклор и обряды галичских татар»), башкир (Г.Р. Хусаинова. «Фольклор челябинских башкир в современном бытовании»).

Экспедиционные исследования были представлены публикацией материалов из уральского региона (Е.В. Рычкова. «“Народная Библия” зауральских старообрядцев»), Республики Коми (Л.С. Лобанова. «Материалы из села Ёртом Удорского района Республики Коми») и Нижнего Поволжья (В.А. Шилкин. «Праздник “Сороки” в Волгоградской области»).

В рубрике «Юбилеи» коллеги поздравили этномузыколога Н.Ю. Данченкову, одного из ведущих специалистов в области музыкальной фольклористики.

Во втором номере в рубрике «Игра в народной культуре» объединены статьи, авторы которых исследуют субьектно-персонажный ряд русских народных игр (М.В. Гаврилова, «“Субъект действия” и “персонаж” в русских народных играх XIX — начала XX в.»), различные игровые региональные формы (В.Ю. Колчев, С.В. Мещеряков. «Традиционная игра в рюхи в г. Осташкове Тверской области»; В.А. Шилкин. «Детские игры в Волгоградской области»; О.В. Чёха. «Детские игры на островах Эгейского моря»), лексику и терминологию игр (Г.Р. Романий. «Региональные городские названия детской игры типа “цепи” (“бояре”)»), географическое распространение игр (Г.Р. Шагапова. «Пять камешков»).

Фольклору и традиционной культуре русского населения, проживающего в иноэтничном и иноконфессиональном окружении, посвящена рубрика «Русские в Латгалии». В нее вошли статьи и публикации, подготовленные по материалам экспедиций 2011—2014 гг. в юго-восточные районы Латвии и освещающие устную историю, фольклор и традиционную духовную культуры русских старожилов Прибалтики: «Экспедиции в Латгалию» (С.Н. Амосова, С.И. Погодина, М.В. Вятчина), «Рассказы о появлении старообрядческих общин в Латгалии» (М.В. Вятчина, С.И. Погодина), «Топонимические предания Латгалии» (М.Б. Гехт, Д.В. Терешина), «“Чужая вера”: рассказы о религии соседей» (Ю.О. Андреева).

В этом номере появилась новая для «Живой старины» рубрика — «Фольклористика в научных центрах», посвященная научно-исследовательской, учебно-педагогической, экспедиционной и издательской деятельности российских и зарубежных вузов и научных организаций, для которых фольклористика является базовой дисциплиной и в сферу деятельности которых входит изучение фольклора и традиционной культуры. «Живая старина» и в дальнейшем приглашает коллег-фольклористов рассказывать о современных направлениях науки о фольклоре, о проблемах и перспективах, новых методах и подходах в изучении нашего культурного наследия.

Первым гостем нашего журнала стала кафедра устного народного творчества филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Подборку материалов составили статьи и публикации Я.Ю. Соловьёвой («Обряды пасхального периода в Куйбышевском районе Калужской области»), Т.В. Соболевой («На Шёстое кукушку хоронили…»), А.А. Ивановой («Русалки гуляють неделю Духовскую…»), А.А. Ивановой и Т.В. Соболевой («На Ивана Купалу колдуньи ходят заламывать хлеба…»), А.Ф. Балашовой («Мир живых и мир мертвых в представлениях поисковиков»).

В раздел «Экспедиции» вошли материалы из Республики Коми (П.А. Шахматская, «Поверья о домовом в горнозаводских поселках Республики Коми») и Крыма (С.В. Алпатов, А.Н. Войник. «Крымская экспедиция МГУ 2014 г.»).

В рубрике «Юбилеи» коллеги поздравили М.П. Чередникову, известного фольклориста, специалиста по детскому фольклору и постфольклору, по традиционной культуре Ульяновского Присурья.

Третий номер открывает рубрика «Война в народной памяти», посвященная фольклорным произведениям, отразившим события военных лет в коллективной и памяти и памяти индивида (см. выпуски «Живой старины», связанные с памятными датами Великой Отечественной войны, за предыдущие годы: 1995, № 2; 2005, № 2; 2010, № 2). Открывает рубрику публикация писем с фронта Никиты Ильича Толстого (подготовила С.М. Толстая); материалы из семейного архива публикует В.Н. Седых («Нам песня помогала выжить и победить» — об организации армейских ансамблей песни, пляски и музыки). Несколько публикаций посвящены устным личным нарративам и мемуарам о войне: Н.Ю. Данченкова. «Память о войне в причитаниях М.А. Королёвой (с. Татарово Владимирской области)»; «Стихотворная мемуаристика Н.А. Ветровой» (публикация М.В. Строганова); «Рассказы о войне из Селижаровского района Тверской области» (публикация М.Н. Толстой).

Рубрика «Мифология места в народной традиции» отразила многообразие жанров, в которых концепт места, символика локусов и связанные с определенными точками пространства ритуальные действия, играют сюжетоообразующую роль: Д.В. Громов. «Легенды Галичского озера»; М.В. Ахметова. «Предание о Сониной роще (г. Бологое Тверской обл.)»; Г.И. Лопатин. «Почитаемые источники в Ветковском районе Гомельской области»; И.Ю. Васильев. «Памятники Краснодара и оценках горожан и современная обрядность»; К.Э. Шумов. «Пространство в представлениях цирковых и спортсменов».

Взаимодействию письменных и устных форм культуры посвящены статьи рубрики «Письменные источники и народная культура». В статье А.Г. Авдеева «Надписи былинного эпоса: камни на распутьях дорог (заметки эпиграфиста)» упоминаемые в былинах надписи рассматриваются в контексте изучения средневековых артефактов. Д.А. Радченко в статье «Рукописные “небесные письма” в России XIX в.: “письмо из Лангедока”» проводит текстологический анализ памятника первой трети — середины XIX в., являющегося версией так называемого «небесного письма», в сравнении с русскими и западноевропейскими аналогами. Статья С.Н. Амосовой «“Сказание о 12 пятницах” в рукописных тетрадках из Латгалии» представляет классификацию версий апокрифа и содержит публикацию новонайденных списков «Сказания». Публикация В.П. Ершова «Апокрифические молитвы Карелии» вводит в научный оборот тексты из машинописного собрания апокрифических текстов, переданного в 1986 г. в Музей истории религии Карелии. Бытованию и трансформации песенного жанра в новом контексте посвящена статья М.В. Калашниковой «Когда песня перестает быть песней: жанровые трансформации в альбомах и песенниках».

В этом номере журнала возобновилась рубрика «Выставка», в которой были представлены материалы экспозиции «Звонкая монета: монеты в традиционных культурах Евразии», развернутой в залах Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, охарактеризована концепция выставки (авторы публикации А.Б. Островский и А.В. Ратникова).

Раздел «Экспедиции» заполнили материалы полевых исследований в Сербии, Черногории и Боснии (А.А. Плотникова. «Традиции православных и мусульман на пограничье Сербии, Черногории и Боснии») и в Могилёвской области Белоруссии (В.А. Кухтина, Н.А. Савина. «Экспедиция на русско-белорусское пограничье»).

Главным разделом четвертого номера стал раздел, посвященный юбилею Государственного республиканского центра русского фольклора, — «Государственному республиканскому центру русского фольклора — 25 лет». Материалы рубрики осветили огромную работу Центра по изучению, сохранению и популяризации аутентичной народной традиции, по координации усилий фольклористов — исследователей и практиков — в России и за рубежом, его научную, издательскую, архивную, экспедиционную, методическую и культурно-просветительскую деятельность (В.Е. Добровольская. «Научно-методическая и издательская деятельность Центра русского фольклора»; Д.В. Морозов. «Экспедиционная и архивная работа Центра русского фольклора»; А.Б. Ипполитова. Севернорусский травник XVII в.; В.Е. Добровольская. «Тетрадь со сказками Брянской губернии»; Е.Г. Боронина. «Троицкий обход дворов в Восточном Подмосковье»; А.Г. Кулешов. «Алексей Иванович Деньшин и возрождение дымковского промысла»; М.В. Строганов. Смерть и судьба в жестоком романсе (по материалам из Тверской области)).

Бытованию слова в народной культуре, вербальному коду культуры, особенностям языка фольклорных жанров, теоретическим аспектам языка фольклора посвящена рубрика «Язык народной культуры». В статье C.М. Толстой «Речевые акты и речевые жанры в фольклоре» анализируются границы между речевыми жанрами в спонтанной речи и в фольклоре, взаимосвязь содержательной стороны фольклорного текста и ситуации его бытования, спектр прагматических функций пословиц. Народной фразеологии, арготизмам, поговоркам и присловьям посвящены статьи Л.Н. Виноградовой (Почему дождь при солнце называется «слепой дождь»?), А.В. Коровашко («Почему баба — “шелуха”, или Русские скальды на берегах Витима»), С.В. Алпатова «“Подаришь уехал в Париж”: русская поговорка в европейском контексте»), Н.А. Савиной («Вербальная магия народного огородничества в восточнославянской традиции»).

В рубрике «Личность — репертуар — текст» исследователи сосредоточились на проблемах индивидуального исполнительства, роли личности в сохранении и преумножении фольклорной традиции. Подборку составили материалы из Кировской области (Л.В. Фадеева. «Предания, былички, бывальщины и легенды Нины Дмитриевны Пенькиной»), Гомельской области Белоруссии (публикация Г.И. Лопатина «Заговоры из тетрадей Екатерины Евдокимовны Чуешковой»), Пермской области (С.Ю. Королёва. «“Деревенская проза” Ивана Федосеева»; И.С. Федосеев. «Жила-была деревенька моя…»).

Экспедиционные исследования представлены материалами из Республики Коми (публикация Т.С. Каневой и Д.И. Шомысова «“Явлéнная Богородица” в деревне Нонбург (Республика Коми)».

В рубрике «Юбилеи» коллеги поздравили А.Н. Власова, исследователя книжности и фольклора, специалиста по фольклорной регионалистике.

Рубрика «Памяти ученых» была посвящена Михаилу Александровичу Лобанову (1943–2015), музыковеду, энтузиасту-полевику, исследователю былинного стиха (автор публикации В.А. Лапин).

Как всегда, журнальный год завершился публикацией сводного содержания номеров «Живой старины» за 2015 г. (составитель А.С. Подгаец).

В 2015 г. в «Живой старине» увидели свет 17 обзоров, посвященных новым научным изданиям (14 обзоров посвящены российским новинкам, 3 — зарубежным) и 13 материалов научной хроники.

О.В. Белова

%d такие блоггеры, как: