Журнал «Живая старина» учрежден в 1992 г. Государственным республиканским центром русского фольклора (ГРЦРФ). По тематике, целям и задачам журнал продолжает традиции одноименного дореволюционного журнала, издававшегося в 1890-1917 гг. Первый номер возобновленной «Живой старины» вышел в 1994 г. В 2014 г. журнал отмечает свое 20-летие. Здесь представлен обзор публикаций в журнале «Живая старина» за 2013 год — обзор тематических рубрик и проблем, к рассмотрению которых обращался журнал.
Первый номер открывается рубрикой, посвященной проблемам народного исполнительства — в аспектах репертуара, процесса исполнения фольклора, исполнительского мастерства и рецепции фольклора профессиональным искусством. Н.А. Криничная рассматривает реплики и высказывания сказителей из Заонежья (Карелия), сопровождающие исполнение былин. Три другие статьи посвящены песенной традиции казаков: Н.Ю. Данченкова обращается к творчеству русского хормейстера С.А. Жарова и его Хора донских казаков; Т.С. Рудиченко предлагает обзор истории казачьих хоров с XVIII в. до наших дней; Т.Б. Дианова публикует песни, записанные ею в одной из казачьих станиц на Дону.
Следующая рубрика включает статьи и публикации, посвященные мифологическим (по преимуществу демонологическим) персонажам. А.В. Пигин публикует рукописный религиозный стих начала ХХ в. о «кающемся» бесе Зерефере. В.В. Виноградов рассматривает фольклорный мотив надевания на голову горшка с целью уберечься от нечистой силы (горшок выступает как символический «дублер» головы и рассыпается от удара демонологического персонажа, а сам человек остается невредимым). С.В. Кучепатова публикует мифологические рассказы, записанные от российских немцев Калининградской области. Другими темами, отраженные в рубрике, стали представления о «ходячем покойнике» в Полесье (Е.Е. Левкиевская), о демонологических персонажах в Ивановской (О.В. Гордиенко) и Ярославской областях (В.В. Запорожец) и о так называемых доброхожих — персонажах белорусской народной мифологии, которые наделяют помогающих им людей магическим знанием (Г.И. Лопатин).
Рубрика «Из истории науки» состоит из статьи Т.А. Титовой и М.В. Вятчиной, посвященной обзору этнографических фотографий быта и обряда чувашей, сделанных в начале ХХ в. Гурием Комиссаровым.
В рубрике «Выставки» С.Ф. Махрачёв знакомит читателей с этнографическим музеем при Тамбовском университете.
Тематическая рубрика второго номера посвящена народному костюму по данным архивных, музейных и полевых материалов, относящихся к разным традициям — русской (статья С.В. Просиной о свадебной одежде во Владимирской губернии/области в первой половине ХХ в.), болгарской (статья С.В. Дмитриева и О.В. Карповой о свадебном костюме XIX в. и статья А.П. Якимовой о женском фартуке-престилке) и центральноазиатской (статья Т.Г. Емельяненко о костюме бухарских евреев).
В третьем номере одна из тематических рубрик посвящена проблемам полевых исследований. Ю.А. Новиков публикует воспоминания о своих первых экспедициях в Заонежье в 1950-е гг. Л.И. Иванова представляет обзор полевых исследований фольклора и традиций карелов-людиков. Ж.И. Суркова анализирует, как варьируются сказочные тексты, записанные от одного информанта в разное время.
Вторая рубрика, «Фольклорно-этнографическая мозаика», отражает легендарную традицию. И.А. Бессонов рассматривает, как вымышленная страна Белая Арапия, представления о которой восходят к военным действиям Османской империи против восставшего Египта в 1833 г. (в которых принимала участие Россия), в народных представлениях середины ХХ в. осмысливается как «эсхатологический враг», а в русской литературе и публицистике вначале обозначает утопический счастливый мир, а затем становится синонимом несбыточной мечты. А.Р. Зудин описывает мотивы этиологических легенд казаков-некрасовцев. Н.Р. Ойноткинова обращается к рецепции библейских сюжетов в фольклоре алтайцев-теленгитов, христианизированных в последней трети XIX в.
Четвертый номер. В рубрике «Фольклор и этнография в рукописных источниках» представлены статьи и публикации, раскрывающие отражение традиционной культуры в разножанровых и разностилевых рукописях. В двух статьях отражены материалы рукописей жительницы г. Кандалакша (Мурманская область) Г.Ф. Белошицкой, которая ведет семейную альбомную хронику, записывает воспоминания родственников и собирает семейный архив. И.А. Разумова представляет комплексное описание рукописи Белошицкой, посвященной истории ее семьи, а О.В. Змеева публикует материалы по детским играм и развлечениям из рукописного архива Белошицкой. О.В. Буйволова и Л.Р. Ким в совместной статье анализируют рукописное собрание фольклорных текстов жительницы донской станицы, сопоставляя письменные тексты с материалами устных интервью, записанных от автора рукописи. В.П. Ершов представляет интересный документ бытовой письменности — личные записи заонежского бондаря Павла Ананьина, отражающие данные о сельском быте и традициях карельской деревни в 1930-е гг. М.С. Попова публикует поэтические тексты (фольклорные и авторские, подвергшиеся фольклоризации) из девичьего рукописного альбома конца XIX — начала ХХ в.
Следующая рубрика посвящена символике и функциям вещей и предметов. О.А. Сулейманова предлагает типологию вещей, выполняюзиъ мемориальную функцию в семейной культуре. О.В. Гордиенко описывает обнаруженный им в экспедиции в Нижегородском Заволжье звуковой инструмент — пастушеский барабан. Статья И.Ю. Васильева посвящена поверьям и магическим практикам, окружающим экспонат одного из сельских музеев на Кубани — половецкую каменную бабу. А.Г. Кулешов рассматривает отражение образа героя-всадника в глиняной игрушке разных центров русского гончарства.
По традиции «Живая старина» продолжала знакомить читателей с региональными аспектами фольклора. В 2013 г. журнал публиковал рубрики, посвященные фольклору и народным традициям Тамбовской области (№ 1), Кубани (№ 2), Калужской области (№ 3).
В рубрике «Региональный фольклор: Тамбовская область» нашли отражение темы народного календаря (обряды, связанные с праздником св. Кузьмы и Демьяна; статья Т.В. Махрачёвой), представлений о загробном мире (совместная статья Д.С. Ипполитовой и Т.В. Махрачёвой), народной медицины (статья Д.Н. Лоскутовой о лихорадке в представлениях тамбовских крестьян) и народной метеорологии (статья А.А. Чемерчёвой о магических способах остановки града).
Рубрика о народной культуре Кубани, подготовленная сотрудниками научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор», была представлена материалами, записанными от старообрядцев-липован (А.А. Зудин; статья о лечебных заговорах), а также публикациями о фольклоре и традициях кубанского казачества. О.В. Матвеев посвятил свою статью народной топонимии кубанских казаков, И.Ю. Васильев опубликовал материалы по устной истории — рассказы старожилов кубанских станиц о Гражданской войне, С.А. Жиганова обратилась к отражению в свадебных песнях ритуального пространства кубанской свадьбы, О.Ю. Скворцова описала техники народного ткачества, В.В. Воронин представил материалы к этнокультурному словарю Кубани, относящиеся к такому значимому для казачьей культуры предмету, как шапка.
Статьи, посвященные калужскому фольклору, затрагивали по преимуществу календарную обрядность в соответствующем регионе — катания с гор и на лошадях на Масленицу (статья Т.В. Соболевой), обряды, связанные с днем св. Петра и Павла (статья А.А. Ивановой), святочные бесчинства, гадания и ряжение (публикация Б.А. Гасанова). В совместной статье А.А. Ивановой и Я.Ю. Соловьевой рассматривались воспоминания калужских крестьян о бытовании фольклорной традиции во время Второй мировой войны, когда часть области была оккупирована фашистами. А.Ф. Балашова опубликовала материалы по народной демонологии — рассказы о русалках.
Отдельные рубрики были посвящены традиционной культуре диаспор, проживающих на постсоветском пространстве.
Сотрудники петербургского Музея антропологии и этнологии им. Петра Великого (Кунсткамера) представили материалы экспедиций к выходцам из Албании, компактно проживающим на территории Буджака и Северного Приазовья (№ 3). Все опубликованные статьи касались семейной обрядности албанцев — свадебного обряда и проблемы межэтнических браков (А.А. Новик), родинных (А.С. Дугушина) и похоронно-поминальных обрядов (Д.С. Ермолин).
Кроме того, в 4-м номере были опубликованы материалы экспедиции Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ (Москва), занимавшейся исследованием народной культуры украинцев, в XVIII в. поселившихся в Саратовской области. Анклавная традиция саратовских украинцев была представлена народным календарем — святочной и пасхальной обрядностью (Е.Е. Левкиевская), народными легендами, варьирующими различные сюжеты Ветхого и Нового Заветов (Д.И. Антонов), демонологическими представлениями (А.И. Шевелева) и похоронным обрядом (Н.В. Коптев).
В прошедшем году «Живая старина» осуществляла информационную поддержку готовящегося III Всероссийского конгресса фольклористов, проведенного Государственным республиканским центром русского фольклора в феврале 2014 г. В № 2 навстречу конгрессу журнал опубликовал результаты дискуссии о современном состоянии фольклористики, в которой приняли участие постоянные авторы журнала из научных центров Москвы и Санкт-Петербурга — А.С. Каргин, С.Ю. Неклюдов, Т.Г. Иванова, М.А. Лобанов, А.К. Байбурин. Исследователи обсуждали вопросы о предметном поле современной фольклористики, о малопопулярных (или даже вовсе забытых) ныне сферах науки о фольклоре, о проблемах преподавания фольклора.
В № 4 предстоящему конгрессу была посвящена целая рубрика. Вошедшие в нее статьи были объединены темой малых жанров. Рубрика открывалась статьей Л.Н. Виноградовой, поставившей ряд важных вопросов о критериях отнесения различных речевых клише к малым фольклорным жанрам, а также подробно рассмотревшей разные типы ритуально-магических, толковательных и этикетных формул. К разным аспектам бытования пословиц обратились О.Е. Фролова, рассмотревшая отражение в данных текстах категории времени, и А.А. Гавриленко, описавшая употребление пословиц в речи одного информанта. Г.И. Лопатин, также на примере одного информанта (жительницы Белоруссии), опубликовал суждения, объясняющие смысл различных речевых клише. Г.И. Романий рассмотрел русскоязычные формулы-восклицания, сопровождающие детские игры, и их региональное варьирование на постсоветском пространстве.
Другим важным научным форумом, подготовке которого «Живая старина» по традиции посвятила отдельную рубрику, стал XV Международный съезд славистов (Минск, август 2013 г.). Рубрика «Славянская мозаика» (№ 2), открывшаяся обзором фольклористических докладов на минувших съездах (С.М. Толстая, О.В. Белова), объединила статьи, посвященные различным аспектам народной культуры славянского мира. В.В. Напольских рассмотрел локальный (вятский) поминальный праздник Бодун и выдвинул предположение о его связи с древнерусской лексемой б(ъ)дынъ из жития св. княгини Ольги: по мнению автора, речь в житии идет о дохристианском похоронно-поминальном обряде, а вятский праздник является реликтом этого обряда. А.А. Плотникова описала легендарные и демонологические поверья, записанные от боснийских мусульман (село Умоляни), отражающих мифологическую архаику. Н.В. Сербина проанализировала музыкальные особенности украинских поздних лирических песен и сделала вывод об их жанровых истоках.
Постоянная рубрика «Экспедиции» в 2013 г. знакомила читателей с полевыми материалами, записанными как от русских — в Пермском крае (статья С.Ю. Королёвой, Е.М. Четиной и И.Ю. Роготнева о народных поминальных молитвах), Владимирской области (публикация эсхатологических рассказов; А.Д. Соколова, И.А. Николаев) — № 1, Ростовской области (публикация разножанровых текстов; О.В. Белова) — № 2, так и от представителей других народов, живущих на территории России — коми (публикация Л.С. Лобановой и А.Н. Рассыхаева о народом календаре) и алтайцев (статья К.Е. Розовой об эпосе, народных праздниках и религиозных верованиях).