Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики «Республиканский дом народного творчества», Софронова Екатерина Анатольевна — заведующая отделом по работе с нематериальным культурным наследием Республиканского дома народного творчества (г. Ижевск)
Место проведения экспедиции:
д. Ломеслуд Можгинский р-н Удмуртская Республика
Организация, проводившая экспедицию:
Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики «Республиканский дом народного творчества»
Руководитель и участники:
Ответственный — Пислегова Ольга Леонидовна, заведующая отделом по работе с нематериальным культурным наследием.
Участники:
Байкова Елена Вячеславовна — ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием;
Добряков Анатолий Юрьевич — руководитель народной киностудии «Встреча»;
Корнилов Денис Леонидович — методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием, старший научный сотрудник УИИЯЛ УРО РАН.
Информанты:
Ефимова Вера Гурьяновна (1932 г.р.)
Никитина Александра Владимировна (1949 г.р.)
Иванова Нина Сергеевна (1956 г.р.)
Сроки проведения экспедиции:
15 февраля 2023 г.
Цели проведения экспедиции:
Фиксация технологии плетения лаптей из лыка «русского» типа
Степень обследованности территории:
Одно из первых полноценных исследований, посвященных изучению традиционной обуви удмуртов представлено в работах Блинова Н.Н. нач. ХХ в. Одна из них посвящена конкретно разновидностям лаптей см. Блинов Н.Н. Лапти / Этнографический очерк // Известия Сарапульского земского музея. Сарапул, 1914. Вып. IV. С. 181. Плетение лаптей как промысел — в работах Лигенко Н.П.
В рамках изучения традиционных костюмных комплексов удмуртов — в работы Белицер В.Н., Лебедевой С.Х., Христолюбовой Л.С., Молчановой Л.А., Косаревой И.А., и др.
Однако мало кто из вышеуказанных исследователей обращался непосредственно к изучению и фиксации самой технологии изготовления лаптей. Первые попытки фиксации осуществлены специалистами Можгинского районного дома ремесел в 2020 году. Была составлена подробная технологическая карта плетения лаптей с фотографиями основных этапов, которые представлены ежегодных методических отчетах Дома ремесел.
Музыкально-фольклорный материал фиксировался учеными из УИИЯЛ, но опубликованных материалов на данный момент нет.
Краткое описание результатов экспедиционной деятельности
В фондах краеведческих музеев, музейных уголках школ, библиотек, клубов Удмуртской Республики и в наши дни хранятся уникальные по своему исполнению образцы традиционной обуви удмуртов, бытовавших в кон. XIX — сер. XX вв. К сожалению, технологию создания плетеной обуви сегодня можно отнести к разряду исчезающей, уходят хранители знаний, в 2023 г. не стало мастера Зои Тимофеевны Николаевой из д. Бобья Уча Малопургинского р-на Удмуртской Республики. Несмотря на то, что интерес и востребованность имеется, особенно среди участников художественной самодеятельности, воспитателей и учителей, сувенирных магазинов, мастера Удмуртии, владеющие техниками плетения из природных материалов, редко обращаются к изготовлению лаптей. Их насчитываются единицы, а молодые не перенимают сложную технологию.
В 2023 г. специалистами отдела по работе с нематериальным культурным наследием автономного учреждения культуры Удмуртской Республики «Республиканский дом народного творчества» осуществлен экспедиционный выезд в Можгинский р-н, где была зафиксирована технология плетения лаптей «русского» типа у жительницы д. Ломеслуд Ефимовой Веры Гурьяновны, 1932 года рождения.
Выяснили, что в быту использовались так называемые «русские» и «удмуртские» типы лаптей. «Удмуртские» имели острый приподнятый носок треугольной формы с прямым переплетением лык, у «русских» лаптей — закругленный носик с переплетением лычек по косой.
По сведениям информатора, плели в любое время года.
Заготовка лыка для плетения осуществлялась в весеннее и летнее время. Так как запись информации на видео осуществлялась в зимнее время, информатор пояснила, что зимой лыко более жесткое, поэтому она его предварительно специально размягчила в горячей воде для «податливости». Использовали следующие инструменты:
1. Колочик, кочедык (удмуртское — «сиктан») предназначен для снятия лычек и плетения лыка.
2. Колодка, деревцо (удмуртское — «куткаб»), предназначена для предания формы лаптям, по ней оплетают лапти.
Нарезали кочедыком тонко определенное количество лычек шириной 7-8 см, длиной около 1 метра. Чистили от коры, летом она сама легко отделяется, лычки нарезали с палец шириной, как ленты. Лычки сушить было нельзя, т.к. они могут переломиться и станут непригодными. Сушат уже только когда сплетут лапти, готовые. Чтобы лыко было гладким, эластичным, очищали, дополнительно выскабливали его. Затем, уложив на колено, плетут шахматным переплетением, начиная с пятки,переходят к подошве и только затем плетется носок, форма которого выравнивается с помощью деревянной колодки. Оставшиеся концы лычек прячутся в плетение или срезаются. Затем вплетается по краю веревка-крепление из лыка (см. тех карту).
От участниц клуба ветеранов «Сударушка» былизаписаны традиционные свадебные напевы.
От Веры Гурьяновны зафиксированы информация в области традиционно-бытовой культуры удмуртов Можгинского района: о сборе и хранении лечебных трав, об устройстве самогонного аппарата.
Подготовлен фильм «Дыртытэк (Неспешно)» о носительнице традиции, Ефимовой Вере Гурьяновне и бытовании технологии плетения лаптей в д. Ломеслуд Можгинского р-на Удмуртской Республики
1. Сюан гур (свадебный напев родственников жениха) – исполняется во время пира в доме у невесты.
2. Бӧрысь гур (свадебный напев родственников невесты) – исполняется во время пира в доме у жениха.
3. Фильм «Дыртытэк (Неспешно)» о носительнице традиции, Ефимовой Вере Гурьяновне и бытовании технологии плетения лаптей в д. Ломеслуд Можгинского р-на Удмуртской Республики.