Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики «Республиканский дом народного творчества», Софронова Екатерина Анатольевна — заведующая отделом по работе с нематериальным культурным наследием Республиканского дома народного творчества (г. Ижевск)
Место проведения экспедиции:
д. Верхний и Новый Утчан Алнашского р-на Удмуртской Республики
д. Дубровское, Киясовский р-н Удмуртской Республики
Организация, проводившая экспедицию:
Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики «Республиканский дом народного творчества»
Руководитель и участники:
Ответственный — Пислегова Ольга Леонидовна, заведующая отделом по работе с нематериальным культурным наследием.
Участники:
Байкова Елена Вячеславовна — ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием;
Добряков Анатолий Юрьевич — руководитель народной киностудии «Встреча»;
Корнилов Денис Леонидович — методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием, старший научный сотрудник УИИЯЛ УРО РАН.
Анисимов Николай Владимирович — к.ф.н.научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦУрО РАН
Информанты д. Верхний и Новый Утчан Алнашского р-на Удмуртской Республики:
Измайлова Надежда Викторовна (1975 г.р.)
Краева Надежда Владимировна (1970 г.р.)
Медведева Зоя Николаевна (1950 г.р.)
Смирнова Татьяна Григорьевна (1974 г.р.)
Краева Надежда Владимировна (1970 г.р.)
Медведева Наталья Михайловна (1968 г.р.)
Нянькина Галина Алексеевна (1957 г.р.)
Грачева Галина Валентиновна (1956 г.р.)
Информанты д. Дубровское Киясовский р-н Удмуртской Республики:
Никонова Мария Павловна (1926 г.р.)
Шараборина Мария Кузьмовна (1958 г.р.)
Никонова Галина Прокопьевна (1937 г.р.)
Участницы вокального фольклорного ансамбля удмуртской песни «Тигырменкенакъёс»:
Петрова Людмила Ивановна (1957 г.р.)
Анисимова Елена Федоровна (1968 г.р.)
Камашева Раиса Алексеевна (1956 г.р.)
Ирисова Раиса Аркадьевна (1972 г.р.)
Никонова Галина Анатольевна (1957 г.р.)
Никонова Лидия Алексеевна (1959 г.р.)
Сроки проведения экспедиции:
- 22 марта 2023 г.
- 13 апреля 2023 г.
Цели проведения экспедиции:
- Основными объектами изучения стали песенные традиции (акашка гур) весеннего праздника Акашка /Пасха деревень на западе Алнашского р-на – д. Верхний и Новый Утчан, входящих в воршудно-родовое объединение уча-выл. В д. Верхний Утчан– фиксация технологических приемов ткачества у мастера Измайловой Надежды Викторовны.
- Фиксация фольклорно-этнографического материала от старожилов д. Дубровское Киясовского р-на Удмуртской Республики.
Степень обследованности территории:
Алнашский р-н — один из наиболее излюбленных современными исследователями, студентами, работниками культуры, образования и др. И это не удивительно, — здесь до сих пор бытуют языческие традиции, сохраняются и развиваются традиционные ремесла, соблюдаются обычаи, помнят традиционные напевы.
С 1983 по 1989 гг. были организованы совместные экспедиции Удмуртского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской Академии Наук и Пермского института культуры под руководством Елены Борисовны Бойковой и Татьяны Григорьевны Владыкиной. Ими обследовано 38 деревень, в 29 из них сделаны музыкальные записи, вошедши в сборник из цикла «Удмуртский фольклор».
1940-44 гг. Байтеряков Н. С.
1960-е гг. Травина И. К.
1973 г. Чуракова Р. А.
1999-2002 гг. записи Ильиной Е. И., Болдыревой В. Г.
2006 г. Перминова К. М.
А также большой вклад в изучение Алнашского района вносят исследования, выполненные студентами Удмуртского государственного университета (УдГУ), Удмуртского республиканского колледжа культуры (УРКК), Республиканского музыкального колледжа (РМК):
2006 г. Охотникова А. В. — студентка УдГУ
2008 Иванова А. — студентка УдГУ
До 2013 Степанова А. Н., Никитина Д. — студенты УдГУ, Смирнова Е. С. — студентка РМК. УдГУ
с 2018 Васильева А. А. — студентка РМК
С 2018 Плотников С. А., УРКК, УдГУ и др.
С 1992 г. по настоящее время активно исследованием и восстановлением ремесленных технологий занимаются специалисты Алнашского центра ремесел, исследованием и воспроизведением обрядового фольклора — специалисты культурно-досуговых учреждений клубного типа Алнашского р-на.
Музыкально-этнографический материал в Киясовском р-не фиксировался исследователями из УИИЯЛ УдмФИЦУрО РАН начиная с 1970-х годов и представлен в сборниках:
- Анисимов Н. В., Вершинина Е. Б., Пчеловодова И. В. Тӥгырменгуръёс: песни тӥгырменских удмуртов Киясовского района УдмуртскойРеспублики / Н. В. Анисимов, Е. Б. Вершинина, И. В. Пчеловодова; [отв. ред. И. М. Нуриева] – Ижевск, 2011. – 96 с.
- Анисимов Н. В., Пчеловодова И. В. Песни южных удмуртов. – Ижевск, 2020. Вып. 4.- 376 с.
В приведенных выше изданиях опубликован значительный корпус обрядовых и внеобрядовых образцов музыкального фольклора этого р-на.
Активно изучением истории и восстановлением технологии традиционного ткачества Киясовского р-на занимается Иванова Елена Николаевна, специалист Киясовского дома ремёсел.
Изучением и воспроизведением обрядового фольклора — специалисты культурно-досуговых учреждений клубного типа Киясовского р-на.
Краткое описание результатов экспедиционной деятельности
В работе экспедиции принимали участие специалисты отдела по работе с нематериальным культурным наследием и народной киностудии «Встреча» Республиканского дома народного творчества. Одной из основных целей экспедиции было изучение бытования традиций ткачества в Алнашском р-не, который славится сохранением традиций. Информатором стала Измайлова Надежда Викторовна, мастер Алнашского дома ремесел, потомственная ткачиха. Надежда Викторовна познакомила с особенностями бытования мужского тканого пояса «путо», считавшегося ритуальным и применявшегося, по словам информатора, исключительно для молений (удм. – куриськон). По её воспоминаниям, такой пояс надевал её свекор во время молитвы на праздник Акашка (Пасха), так как считалось, что без пояса молитвы не будут услышаны. От неё получена информация о ткачестве пояса путо в технике «кежпужы» (в переводе с удмуртского «рваный рисунок/узор»). Изготавливается с помощью специально окрашенных предварительно нитей пасмы, таким образом, чтобы при тканье сложился рисунок, напоминающий среднеазиатские ткани. Работа в данной технике очень трудоёмка, так как требует точности попадания окрашенных нитей. Надежда Викторовна поделилась информацией об окрашивании пасм таким способом. Она сама владеет техникой и применяет её для создания своих изделий.
Была получена также информация о бытовании и ткачестве различных видов пестряди, применявшейся для пошива мужских рубах. В семейной коллекции Надежды Викторовны хранится образец мужской рубахи, что является редкостью на сегодняшний день.
Также от Надежды Викторовны получены сведения о некоторых этапах празднования весеннего праздника акашка: обычае проведения семейной молитвы, произносимой главой семьи утром во дворе дома, приготовлении специальных блюд: акашкашыд (суп праздника Акашкас гусиным мясом), яйца, яичные блины. Проведении специального обычая «вӧсьнерге»во время празднования Акашка (Пасхи) среди родственников в д. Верхний Утчан Алнашского р-на. По её сообщению, сейчас лишь несколько семей одной улицы деревни соблюдают данный обычай хождения друг к другу в гости, песенную традицию этого праздника знают немногие старожилы.
Далее экспедиционная группа переместились в д. Новый Утчан, в сельский клуб, где состоялась встреча с участницами местного ансамбля удмуртской песни «Ӵук ӟардон». В их исполнении были записаны песенные традиции весенних праздников (акашка гур), а также танцевально-игровой фольклор.
Краева Надежда Владимировна, библиотекарь Новоутчанской сельской библиотеки, познакомила с мужским поясом «путо», в данный момент хранящимся в фонде Новоутчанской сельской библиотеки и поделилась воспоминанием, что такой пояс одевал её отец во время празднования акашка (Пасхи), когда собирался на встречу с родственниками. Кроме того, ею были продемонстрированы уникальный образец тканого передника с применением техники «кежпужы», образцы женской одежды, бытовавшей в д. Новый Утчан Алнашского р-на, также хранящиеся в фонде библиотеки.
В д. Дубровское, Киясовский р-н Удмуртской Республики, участники экспедиции в первую очередь отправились к носительнице традиции — Никоновой Марии Павловне (1926 г.р.). Мария Павловна до сих пор помнит особенности проведения обряда «Быдӟымнунал» (Великий день / Пасха) и его напевы (Вӧсьнерге гур), а также хранит старинные предметы одежды: чалма — женское головное полотенце, айшон — конусообразный головной убор невесты и молодушки, традиционную обувь — лапти и др. От нее была зафиксирована информация о способах одевания традиционных женских головных уборов, элементов одежды, завязывания онучей для лаптей, а также интересные замечания об их истории.
В сельском доме культуры состоялась встреча с местным вокальным ансамблем удмуртской песни «Тӥгырменкенакъёс» сельского дома культуры (рук. Е. Ф. Анисимова).
Участницы рассказали о своих нагрудных украшениях — уксётирлык (монисто), доставшихся им по наследству от мам и бабушек. Каждая из участниц принесла на встречу свои семейные реликвии в виде домотканых платьев, фартуков, полотенец, среди которых особенный интерес вызывают полотенца, выполненные в годы Великой Отечественной войны с вышитой датировкой. По словам информаторов, такие полотенца дарились новобранцам при отправлении на войну. Также участницы поделились и особенностями традиции исполнения узорного рукоделия и ткачества в Киясовском р-не. Интересной традицией становится применение технологии вязания кружев в сочетании с вышивкой по верху, которая активно применяется в украшении красного угла (удм. – инмароброз), оформлении краев передников. Такая техника впервые была использована в украшении края фартука Никоновой Галиной Петровной, а затем подхвачены молодой рукодельницей Ирисовой Раисой Аркадьевной, которая в настоящее время оформляет таким кружевом передники участниц коллектива «Тигырменкенакъёс».
В исполнении участниц коллектива был также зафиксирован танцевально-игровой фольклор деревни: танец под песни «Ой улмое, улмое но…», «Тӧдьы, тӧдьыкурегпузы…», исполняемые в старину во время молодежных игрищ, именные и обрядовые песни. Жительница деревни, Никонова Галина Прокопьевна (1937 г.р.) принесла свои полотенца, сотканные и вышитые своими руками. Рассказала об их применении в быту, обычае открывать сундук с приданым невесты (удм. — вилькенаклэнпирданэз) и дарить первому открывающему платок, а также традиции развешивать содержимое сундука для демонстрации гостям.
Участники экспедиционной группы посетили также дом Шарабориной Марии Кузьмовны (1958 г.р.), которая поделилась информацией о своём опыте знакомства и обучения ткачеству, продемонстрировала свои работы, схемы, ткацкий станок. А также поделилась воспоминаниями об особенностях проведения праздника Быдзым Нунал (Пасха) и Великого четверга в д. Дубровское Киясовского р-на: основных этапах, оформлении дома, приготовлении специальных блюд таких, как пшеничная каша, яйца, суп, яичные блины, табани, гусиное мясо, игре «кукейпитыръян» (катание яиц), на которую, по воспоминаниям информатора, собирались не только жители деревни, но и приходили из соседних деревень.
1. «Акашка гур» (напев праздника Акашкав честь первой борозды), д. Новый Утчан Алнашского р-на Удмуртской Республики
2. Частушки, д. Новый Утчан Алнашского р-на Удмуртской Республики
3.«Уко, укоайшэтэ» (Украшенный передник) — припевки, д. Новый Утчан Алнашского р-на Удмуртской Республики
4.«Восьнерге гур» — обрядовый напев весеннего праздника Акашка (Пасха), исполняет Никонова М. П, д. Дубровское Киясовский р-н Удмуртской Республики
5. Личная песня о старой жизни. Исполняет Никонова М. П., д. Дубровское Киясовский р-н Удмуртской Республики