Экспедиционная деятельность Воронежского областного центра народного творчества и кино как основа для формирования регионального Каталога объектов нематериального культурного наследия

ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества и кино», Губская Алина Альбертовна — ведущий методист отдела фольклора и ремесел Воронежского областного центра народного творчества и кино, Ревнёва Светлана Николаевна — хормейстер отдела фольклора и ремесел Воронежского областного центра народного творчества и кино (г. Воронеж)

Место проведения экспедиции:

1) Воронежская обл., Ольховатский р-н, сл. Новохарьковка;
2) Воронежская обл., Верхнехавский р-н, с. Васильевка 1-я.
Организация, проводившая экспедицию:
ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного
творчества и кино»
Руководитель и участники:
Ревнёва Светлана Николаевна — хормейстер Заслуженного коллектива народного творчества фольклорного ансамбля «Радовесь»,
Губская Алина Альбертовна — ведущий методист отдела фольклора и ремесел.
Информанты:
1) Участники фольклорного ансамбля «Сударушка» (уроженцы сл. Новохарьковка):
Игнатченко Людмила Анатольевна (1979 г.р.)
Плахотя Вера Николаевна (1968 г.р.)
Романова Алла Юрьевна
Лущик Татьяна Викторовна (1961 г.р.)
Лавриненко Лариса Ивановна (1969 г.р.)
Кулишенко Михаил Афанасьевич (1960 г.р.)
Заиченко Елена Владимировна (1970 г.р.)
Дмитриева Людмила Тихоновна
Заиченко Александр Александрович (1976 г.р.)
Сурма Сергей Витальевич (1963 г.р.)
2) Ермакова Зоя Павловна (1940 г.р.), местная уроженка.
3) Чурсина Татьяна Николаевна (дочь Ермаковой З.П.)
4) Требунских Василий Алексеевич (1950 г.р.) — гармонист-рояльщик из с. Нижняя Байгора Верхнехавского р-на.
Сроки проведения экспедиции:
1) 21 февраля 2023 года;
2) 23 мая 2023 года.
Цели проведения экспедиции:
1) Комплексное обследование традиционной культуры
сл. Новохарьковка, запись образцов музыкального
фольклора, подробная запись обряда «привязывание
колодки» на Масленицу и его реконструкция;
2) Комплексное обследование традиционной культуры
села Васильевка 1-я, подробная запись обряда
«похороны кукушки», запись наигрышей на рояльной
гармони.
Степень обследованности территории:
В разные годы в Ольховатском и Верхнехавском р-нах работали преподаватели и студенты кафедры этномузыкологии Воронежского государственного
института искусств.
Краткое описание результатов экспедиционной деятельности
Работа по формированию Каталога объектов нематериального культурного наследия Воронежской обл. ведётся с 2011 года. На сегодняшний день в него входят 67 описаний объектов с аудио-, видео-, фотоматериалами. Ежегодно экспертным советом, созданным при Министерстве культуры Воронежской области, мы принимаем в Каталог 3 объекта. В связи с этим достаточно остро стоит проблема в выявлении и описании новых явлений традиционной культуры. Решение этой проблемы кроется в плодотворной экспедиционной работе, в том числе совместно с муниципальными органами власти и специалистами культурно-досуговых учреждений.

Для стимулирования экспедиционной работы на местах ВОЦНТиК 1 раз в 2 года проводит областной конкурс собирателей фольклорно-этнографических материалов «Живая нить традиций», где сельские и районные работники культуры предоставляют описания местных традиций, обычаев, народных костюмов, исторических сведений в сопровождении фото-, видео-, аудиоматериалов. По итогам конкурса регулярно издается сборник «Традиции Воронежского края», куда входят лучшие материалы. В 2024 году готовится к изданию 4-й выпуск.

Также с целью активизации экспедиционной работы в сельской местности в 2023 году был проведен Областной семинар-практикум «Сохранение локальных традиций путем проведения фольклорных экспедиций». В нем приняли участие более 60 работников культуры области. Специалисты ВОЦНТиК рассказали о методике проведения фольклорных экспедиций, важных моментах и основных ошибках, которые могут возникнуть. В практической части семинара принял участие Народный фольклорно-этнографический ансамбль «Калинушка» из с. Татарино Каменского р-на, на примере которого участниками семинара были отработаны полученные знания. Каждый участник семинара получил методическое пособие «Программа сбора фольклорно-этнографического материала», где представлены подробные вопросники для работы в экспедиции.

Выявлению уникальных явлений традиционной культуры области также способствует годовая отчетность муниципальных р-нов, где ежегодно собираются предложения по пополнению Каталога объектов нематериального культурного наследия. Благодаря таким предложениям иногда возникают интересные экспедиционные находки. Таким образом были подготовлены и описаны объекты «Технология изготовления рождественского розового пряника Бутурлиновского р-на», «Поминальный обряд «греть родителей» с зажиганием ритуальных костров в х. Дмитриевский Нижнедевицкого р-на».

В 2022 году нашим Центром был издан иллюстрированный «Каталог объектов нематериального этнокультурного достояния Воронежской области», куда вошли 58 описаний с фотографиями, паспортными данными каждого объекта, аннотациями и другими вспомогательными материалами.

В 2023 году в областной Каталог объектов нематериального культурного наследия были приняты 3 объекта:

– Масленичный обряд «привязывания колодки» в Ольховатском р-не;

– Святочные песни в сёлах Павловского р-на;

– Обряд «Похороны кукушки» в Верхнехавском р-не.

Два из этих объектов как раз были предложены по итогам годовых отчетов, а затем подробно записаны в ходе экспедиционной работы ВОЦНТиК.

Масленичный обряд «привязывания колодки» в Ольховатском р-не:

Ольховатский р-н расположен на юго-западе Воронежской обл., граничит с Белгородской обл. В первой половине XVII в. территория вошла в укреплённую линию Белгородской засечной черты, где располагались наблюдательные пункты казаков на р. Чёрная Калитва и Ольховатка. В середине XVII в. началось активное хозяйственное освоение в основном русскими, а также украинскими поселенцами. Основание Ольховатки по документам относится к 1702 году. Название произошло благодаря реке, на которой и было основано поселение.

Говоря о местном населении, в переписной книге они были отнесены к категории «подданные малороссияне». Считается, что люди, населявшие тогда Ольховатку, были потомками казаков украинского происхождения, выполнявших службу по охране южных границ нашего государства. Потом медленно, но верно они закрепощались местными помещиками. В 1783 году вышел указ, который окончательно установил закрепощённость местного населения.

21 февраля 2023 года специалисты отдела фольклора и ремёсел Воронежского областного центра народного творчества и кино в составе Губской А.А. и Ревнёвой С.Н. выехали в фольклорно-этнографическую экспедицию в сл. Новохарьковка Ольховатского р-на. От местных жителей и участников фольклорного ансамбля «Сударушка» был записан старинный обряд — «Вязание колодки», который традиционно проводился и до сих пор проводится не только в этом селе, а также в других селах Ольховатского р-на:

– с. Шапошниковка;

– п. Большие Базы;

– сл. Юрасовка;

– х. Политотдельский.

Со слов участников ансамбля обряд «вязания колодки» совершался только на масленичной неделе. По старинному обычаю, который бытует и сегодня «колодку» привязывают неженатым парням, или даже родителям, которые не выдали замуж или не женили своих детей. Колодка предназначалась для тех, кто достиг брачного возраста, но не создал семью и не обзавелся детьми.

Со слов местной жительницы Лущик Татьяны Викторовны (1961 г.р.) было записано: «В наши дни холостяков стали привязывать к столу или стулу, при этом произнося слова: «Вяжу, вяжу прывязую, ногу с колодкой связую, шоб була свадьба во двори и рожались дитэ по зари». После чего с парня требуют выкуп — «магарыч», в виде денежки, сладостей, пирожков или какой настойки покрепче.

Взамен ему дают шуточную «справку» о том, что данный человек откупился и ему уже никто не имеет право «вязать колодку». Возраст таких холостяков от 18 до 40 лет. В расписке писалось: «Дана Еремину Денису Викторовичу от коллектива художественной самодеятельности «Сударушка» в том, что 21.02.2023 года ему была привязана колодка, откуп получен уполномоченным Игнатенко». Расписку нужно было хранить у себя всю масленичную неделю.

По традициям новохарьковцев «колодка» — это лента или платок, который привязывали к руке или ноге. Также могли привязать мужчину лентой к предметам: к ножке, спинке стула, к дереву, на заводе — к станку и т.д.

В других перечисленных выше селах «колодка» представляла собой деревянную палку.

Все действие происходило всегда спонтанно и неожиданно для молодых парней или неженатых мужчин.

Сегодня местные жители объясняют смысл обряда как пожелание добра, счастья, чтобы молодые люди создали крепкую семью.

Научное исследование обряда «привязывания колодки» неоднократно проводилось и представлено в книге В.К. Соколовой «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов (XIX начало XX)». В свою очередь автор данной книги опирался на работы других авторов        (Н. Маркевича, Н.Ф. Сумцова), которые занимались вопросом по данной теме. Исследования подобного обряда у славянских народов проводились еще в XIX веке, его описания приводятся в работах известных фольклористов: В.Я. Проппа, В.К. Соколовой, Т.А. Агапкиной.

На сегодняшний день данный обряд находится в активном бытовании. В ходе экспедиции участники смогли в этом убедиться: на улице встретился прохожий, у которого была справка о том, что ему привязали колодку, и он от неё откупился.

Обряд «похороны кукушки» в с. Васильевка 1-я Верхнехавского р-на:

с. Васильевка 1-я расположено в Верхнехавском р-не, который находится в северной части Воронежской обл. и граничит с Липецкой обл. Сегодня в селе проживает около 300 человек.

с. Васильевка 1-я основано в середине XVIII века, и на этот счет есть несколько версий. По одной — село основано крепостными крестьянами капитан-поручика Василия Ильина. В пользу этой версии говорит старое название села — Ильинка. По данным 1780 года, в деревне было 5 дворов, пруд, господский дом. По другой версии село также было основано крепостными, и первыми жителями были четырнадцать крестьянских семей, которые были привезены из подмосковного села Ильинка. В селе была большая усадьба помещика Панарина Василия Романовича (возможно название Васильевка было дано по его имени). В селе также был большой сад, который жители называли «панаринским». Название села Первая Васильевка было дано после революции.

23 мая 2023 г. специалисты ВОЦНТиК выехали в фольклорную экспедицию с целью сбора информации об обряде «похорон кукушки», его реконструкции, а также сбора общей информации о традиционной культуре местности.

Основным информантом об обряде стала Ермакова Зоя Павловна 1940 г.р., уроженка этого села. Обычай «похорон кукушки» она проводила вместе со своими подругами в детстве. Об обряде им рассказывали родители, а также старшая подруга, которую научила ее бабушка. Последний раз обряд проводили в 1950-х гг.

Обряд «похорон кукушки» проводился на Вознесение (40-й день после Пасхи). Подготовка происходила за день до праздника: одна из девочек готовила куклу-кукушку из кусочков ткани. При этом строго запрещалось шить и резать ножницами. Основная часть куклы скручивалась, делались голова и руки, сверху надевался наряд — платье и платок. Лицо кукле рисовать могли, но обязательно с закрытыми глазами. Затем готовили «гроб» из бумажного или картонного коробка, внутрь клали ткань и делали подушку. Клали готовую «кукушку» в гроб, руки закрепляли на груди, сверху накрывали тканью и закрывали крышкой. Подготовленную куклу оставляли на ночь под иконами.

Утром на Вознесение девочки старались встать пораньше, чтобы их никто не увидел, и собирались в доме, где лежала кукушка. Затем общей процессией с кукушкой шли хоронить обязательно на ржаное поле. Там руками и подручными средствами вырывали небольшую ямку-могилу, желательно подальше, чтобы не было видно, куда клали коробок, закапывали и уходили.

Как правило, мальчики следили за процессом, обязательно выкапывали кукушку и трепали её на глазах у девочек. После этого девочки кукушку забирали и хоронили второй раз, но уже не так далеко в поле.

После этого девочки собирались в доме для обряда «кумления». Сначала девочки сами готовили яичницу и ставили на стол. Далее кумились, держась по двое за руки и говоря слова: «Кума, кума, давай с тобой кумиться, век не браниться, а если с тобой забрОнимся, то сквозь землю провОлимся». Подарками не обменивались. После кумления садились за стол и ели яичницу. На этом обряд заканчивался.

Обряд отражает архаичный культ умирающего-воскресающего божества, который должен возродиться в будущем урожае. По древним представлениям обряд способствует лучшему урожаю и плодородию. Отсюда обязательное захоронение кукушки в ржаном поле, как отголосок аграрных верований. Информант Зоя Павловна со слов своих родителей именно так и объясняет смысл обряда — чтобы был хороший урожай.

С 2023 года описание обряда «похороны кукушки» вошло в Каталог объектов нематериального культурного наследия Воронежской обл.

Также в ходе экспедиции были записаны наигрыши на рояльной гармони от Требунских Василия Алексеевича 1950 г.р. из с. Нижняя Байгора Верхнехавского р-на. Наигрыши — «Матаня», «страдания», «Цыганочка», «вальс».

 

1. Молодой человек с колодкой, сл. Новохарьковка

 

2. Празднование масленицы с чучелом в сл. Новохарьковка, конец 20 в.

 

3. Ермакова З.П. с кукушкой, с. Васильевка 1-я

 

 

4. Гармонист Требунских В.А., с. Васильевка 1-я

 

1. Откуп от колодки

 

2. Привязывание колодки

 

3. Реконструкция похорон кукушки