Место проведения экспедиции:
Для стимулирования экспедиционной работы на местах ВОЦНТиК 1 раз в 2 года проводит областной конкурс собирателей фольклорно-этнографических материалов «Живая нить традиций», где сельские и районные работники культуры предоставляют описания местных традиций, обычаев, народных костюмов, исторических сведений в сопровождении фото-, видео-, аудиоматериалов. По итогам конкурса регулярно издается сборник «Традиции Воронежского края», куда входят лучшие материалы. В 2024 году готовится к изданию 4-й выпуск.
Также с целью активизации экспедиционной работы в сельской местности в 2023 году был проведен Областной семинар-практикум «Сохранение локальных традиций путем проведения фольклорных экспедиций». В нем приняли участие более 60 работников культуры области. Специалисты ВОЦНТиК рассказали о методике проведения фольклорных экспедиций, важных моментах и основных ошибках, которые могут возникнуть. В практической части семинара принял участие Народный фольклорно-этнографический ансамбль «Калинушка» из с. Татарино Каменского р-на, на примере которого участниками семинара были отработаны полученные знания. Каждый участник семинара получил методическое пособие «Программа сбора фольклорно-этнографического материала», где представлены подробные вопросники для работы в экспедиции.
Выявлению уникальных явлений традиционной культуры области также способствует годовая отчетность муниципальных р-нов, где ежегодно собираются предложения по пополнению Каталога объектов нематериального культурного наследия. Благодаря таким предложениям иногда возникают интересные экспедиционные находки. Таким образом были подготовлены и описаны объекты «Технология изготовления рождественского розового пряника Бутурлиновского р-на», «Поминальный обряд «греть родителей» с зажиганием ритуальных костров в х. Дмитриевский Нижнедевицкого р-на».
В 2022 году нашим Центром был издан иллюстрированный «Каталог объектов нематериального этнокультурного достояния Воронежской области», куда вошли 58 описаний с фотографиями, паспортными данными каждого объекта, аннотациями и другими вспомогательными материалами.
В 2023 году в областной Каталог объектов нематериального культурного наследия были приняты 3 объекта:
– Масленичный обряд «привязывания колодки» в Ольховатском р-не;
– Святочные песни в сёлах Павловского р-на;
– Обряд «Похороны кукушки» в Верхнехавском р-не.
Два из этих объектов как раз были предложены по итогам годовых отчетов, а затем подробно записаны в ходе экспедиционной работы ВОЦНТиК.
Масленичный обряд «привязывания колодки» в Ольховатском р-не:
Ольховатский р-н расположен на юго-западе Воронежской обл., граничит с Белгородской обл. В первой половине XVII в. территория вошла в укреплённую линию Белгородской засечной черты, где располагались наблюдательные пункты казаков на р. Чёрная Калитва и Ольховатка. В середине XVII в. началось активное хозяйственное освоение в основном русскими, а также украинскими поселенцами. Основание Ольховатки по документам относится к 1702 году. Название произошло благодаря реке, на которой и было основано поселение.
Говоря о местном населении, в переписной книге они были отнесены к категории «подданные малороссияне». Считается, что люди, населявшие тогда Ольховатку, были потомками казаков украинского происхождения, выполнявших службу по охране южных границ нашего государства. Потом медленно, но верно они закрепощались местными помещиками. В 1783 году вышел указ, который окончательно установил закрепощённость местного населения.
21 февраля 2023 года специалисты отдела фольклора и ремёсел Воронежского областного центра народного творчества и кино в составе Губской А.А. и Ревнёвой С.Н. выехали в фольклорно-этнографическую экспедицию в сл. Новохарьковка Ольховатского р-на. От местных жителей и участников фольклорного ансамбля «Сударушка» был записан старинный обряд — «Вязание колодки», который традиционно проводился и до сих пор проводится не только в этом селе, а также в других селах Ольховатского р-на:
– с. Шапошниковка;
– п. Большие Базы;
– сл. Юрасовка;
– х. Политотдельский.
Со слов участников ансамбля обряд «вязания колодки» совершался только на масленичной неделе. По старинному обычаю, который бытует и сегодня «колодку» привязывают неженатым парням, или даже родителям, которые не выдали замуж или не женили своих детей. Колодка предназначалась для тех, кто достиг брачного возраста, но не создал семью и не обзавелся детьми.
Со слов местной жительницы Лущик Татьяны Викторовны (1961 г.р.) было записано: «В наши дни холостяков стали привязывать к столу или стулу, при этом произнося слова: «Вяжу, вяжу прывязую, ногу с колодкой связую, шоб була свадьба во двори и рожались дитэ по зари». После чего с парня требуют выкуп — «магарыч», в виде денежки, сладостей, пирожков или какой настойки покрепче.
Взамен ему дают шуточную «справку» о том, что данный человек откупился и ему уже никто не имеет право «вязать колодку». Возраст таких холостяков от 18 до 40 лет. В расписке писалось: «Дана Еремину Денису Викторовичу от коллектива художественной самодеятельности «Сударушка» в том, что 21.02.2023 года ему была привязана колодка, откуп получен уполномоченным Игнатенко». Расписку нужно было хранить у себя всю масленичную неделю.
По традициям новохарьковцев «колодка» — это лента или платок, который привязывали к руке или ноге. Также могли привязать мужчину лентой к предметам: к ножке, спинке стула, к дереву, на заводе — к станку и т.д.
В других перечисленных выше селах «колодка» представляла собой деревянную палку.
Все действие происходило всегда спонтанно и неожиданно для молодых парней или неженатых мужчин.
Сегодня местные жители объясняют смысл обряда как пожелание добра, счастья, чтобы молодые люди создали крепкую семью.
Научное исследование обряда «привязывания колодки» неоднократно проводилось и представлено в книге В.К. Соколовой «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов (XIX начало XX)». В свою очередь автор данной книги опирался на работы других авторов (Н. Маркевича, Н.Ф. Сумцова), которые занимались вопросом по данной теме. Исследования подобного обряда у славянских народов проводились еще в XIX веке, его описания приводятся в работах известных фольклористов: В.Я. Проппа, В.К. Соколовой, Т.А. Агапкиной.
На сегодняшний день данный обряд находится в активном бытовании. В ходе экспедиции участники смогли в этом убедиться: на улице встретился прохожий, у которого была справка о том, что ему привязали колодку, и он от неё откупился.
Обряд «похороны кукушки» в с. Васильевка 1-я Верхнехавского р-на:
с. Васильевка 1-я расположено в Верхнехавском р-не, который находится в северной части Воронежской обл. и граничит с Липецкой обл. Сегодня в селе проживает около 300 человек.
с. Васильевка 1-я основано в середине XVIII века, и на этот счет есть несколько версий. По одной — село основано крепостными крестьянами капитан-поручика Василия Ильина. В пользу этой версии говорит старое название села — Ильинка. По данным 1780 года, в деревне было 5 дворов, пруд, господский дом. По другой версии село также было основано крепостными, и первыми жителями были четырнадцать крестьянских семей, которые были привезены из подмосковного села Ильинка. В селе была большая усадьба помещика Панарина Василия Романовича (возможно название Васильевка было дано по его имени). В селе также был большой сад, который жители называли «панаринским». Название села Первая Васильевка было дано после революции.
23 мая 2023 г. специалисты ВОЦНТиК выехали в фольклорную экспедицию с целью сбора информации об обряде «похорон кукушки», его реконструкции, а также сбора общей информации о традиционной культуре местности.
Основным информантом об обряде стала Ермакова Зоя Павловна 1940 г.р., уроженка этого села. Обычай «похорон кукушки» она проводила вместе со своими подругами в детстве. Об обряде им рассказывали родители, а также старшая подруга, которую научила ее бабушка. Последний раз обряд проводили в 1950-х гг.
Обряд «похорон кукушки» проводился на Вознесение (40-й день после Пасхи). Подготовка происходила за день до праздника: одна из девочек готовила куклу-кукушку из кусочков ткани. При этом строго запрещалось шить и резать ножницами. Основная часть куклы скручивалась, делались голова и руки, сверху надевался наряд — платье и платок. Лицо кукле рисовать могли, но обязательно с закрытыми глазами. Затем готовили «гроб» из бумажного или картонного коробка, внутрь клали ткань и делали подушку. Клали готовую «кукушку» в гроб, руки закрепляли на груди, сверху накрывали тканью и закрывали крышкой. Подготовленную куклу оставляли на ночь под иконами.
Утром на Вознесение девочки старались встать пораньше, чтобы их никто не увидел, и собирались в доме, где лежала кукушка. Затем общей процессией с кукушкой шли хоронить обязательно на ржаное поле. Там руками и подручными средствами вырывали небольшую ямку-могилу, желательно подальше, чтобы не было видно, куда клали коробок, закапывали и уходили.
Как правило, мальчики следили за процессом, обязательно выкапывали кукушку и трепали её на глазах у девочек. После этого девочки кукушку забирали и хоронили второй раз, но уже не так далеко в поле.
После этого девочки собирались в доме для обряда «кумления». Сначала девочки сами готовили яичницу и ставили на стол. Далее кумились, держась по двое за руки и говоря слова: «Кума, кума, давай с тобой кумиться, век не браниться, а если с тобой забрОнимся, то сквозь землю провОлимся». Подарками не обменивались. После кумления садились за стол и ели яичницу. На этом обряд заканчивался.
Обряд отражает архаичный культ умирающего-воскресающего божества, который должен возродиться в будущем урожае. По древним представлениям обряд способствует лучшему урожаю и плодородию. Отсюда обязательное захоронение кукушки в ржаном поле, как отголосок аграрных верований. Информант Зоя Павловна со слов своих родителей именно так и объясняет смысл обряда — чтобы был хороший урожай.
С 2023 года описание обряда «похороны кукушки» вошло в Каталог объектов нематериального культурного наследия Воронежской обл.
Также в ходе экспедиции были записаны наигрыши на рояльной гармони от Требунских Василия Алексеевича 1950 г.р. из с. Нижняя Байгора Верхнехавского р-на. Наигрыши — «Матаня», «страдания», «Цыганочка», «вальс».
1. Откуп от колодки
2. Привязывание колодки
3. Реконструкция похорон кукушки