Экспедиции в Гороховецкий район Владимирской области стали продолжением владимирского проекта Центра русского фольклора. С 2000 по 2002 гг. научными сотрудниками Центра были обследованы населенные пункты всех сельских поселений района. При подготовке двухтомного печатного труда «Традиционная культура Гороховецкого края» наряду с собственными полевыми записями были использованы материалы Владимирского областного архива, публикации в периодике, этномузыкальные материалы владимирских учреждений культуры, записи из личного архива В.Н. и А.И. Исковяков.
Традиционная культура Гороховецкого края представляет собой сложное соединение разноэтнических, разнорегиональных, разноконфессиональных, экосистемно разнотипных элементов. Причина такого соединения кроется в непростой истории края. Эта территория представляла собой зону нераздельного проживания финноугорских и славянских племен. Финские компоненты в местной традиции связаны как с муромским и мерянским субстратами, так и с контактами местного населения с мордвой и марийцами. Территория Гороховецкого района находится на границе трех субареалов: одного мордовского и двух русских.
Один из русских субареалов — это Московская Мещера, влияние которого особенно ярко прослеживается в музыкальной традиции. Второй субареал — это территория Нижегородского Поволжья. Поволжское влияние отчетливо видно в духовных стихах и религиозной прозе региона. Одной из характерных особенностей региона является наличие съезжих сел, образованных выходцами из самых разных этнотерриториальных групп. Жители Гороховецкого района уже с начала ХХ в. были ориентированы на городской тип культуры, поскольку здесь было развито отходничество в крупные города, причем не только во Владимир или Нижний Новгород, но и в Санкт-Петербург, Москву и Баку.
Возвращаясь на лето домой, отходники приносили наиболее близкие и понятные им элементы традиционной городской культуры, что, безусловно, повлияло на специфику фольклора региона. Гороховецкая земля была местом, где совместно проживали никониане и старообрядцы, причем влияние старообрядческой культуры сохранилось как в ритуальных практиках, так и в декоративно-прикладном искусстве.
На рубеже ХХ-XXI вв. локальный гороховецкий вариант традиционной культуры представлял собой неоднозначное явление, с затуханием одних жанров и активным бытованием других.
Здесь сохранились воспоминания о календарной традиции (праздниках и праздничных циклах, приуроченных к конкретным календарным датам, а также и о празднично-игровых формах: посиделках, вечерках, ссыпчинах и т.п.), о традиционной танцевальной культуре и традиционных играх, как взрослых, так и детских.
Семейные обряды были представлены хорошо сохранившимся похоронно-поминальным и свадебным циклами, а также воспоминаниями о родильно-крестильном обряде и обрядах, сопровождавших наступление половой зрелости. Проводы в армию трудно назвать единым комплексом, каким был традиционный рекрутский обряд, но многие действия, совершаемые в рамках проводов призывников, восходят именно к присущим данной традиции рекрутским обрядовым практикам.
Особое место в культуре Гороховецкого края занимают окказиональные обряды и различные ритуально-магические действия на случай. Многие из них на момент фиксации бытовали в различных возрастных и социальных группах. Широко были распространены магические действия, производимые при покупке скотины, строительстве и заселении в новый дом, обережные действия, совершаемые при стихийных бедствиях и пожарах.
Некогда богатая заговорная традиция к началу XXI в. утратила свое значение, но лечебные заговоры были представлены достаточно разнообразно, хотя в большинстве случаев традиционные заговорные тексты заменились народными, а иногда и классическими молитвами.
В Гороховецком районе были записаны и прозаические фольклорные жанры. Особенно многообразны демонологические представления о колдунах, порче скота, передаче магических знаний, полетах огненного змея и т.д. Зафиксированы здесь и топонимические предания, а вот легенды и сказки представлены единичными записями.
Детский фольклор представлен преимущественно жанрами, исполняемыми детьми (дразнилками, считалками и т.д.), а фольклор пестования зафиксирован лишь в единичных текстах.
Музыкальный материал, записанный в Гороховецком крае, показывает процесс утраты традиционных музыкальных жанров, замену их на поздние лирические формы, такие как жестокий романс, новая баллада и т.п.
Кроме того, экспедицией были собраны речитативные поздравления (колядки и овсени), христославия, упоминания о вьюнишном величании. Семейно–обрядовая лирика представлена свадебными и похоронными причитаниями, свадебными приговорами. Записаны разнообразные игровые приговоры и припевки, хороводные и плясовые песни, баллады, протяжные частые и лирические песни.
Гороховецкая земля славилась своими мастерами. И к началу XXI в. здесь сохранились традиции деревообработки, прежде всего, различные виды резьбы.
Отдельные мастера в соответствии со старинными технологиями могли сделать не только наличники, но и сундуки, шкатулки, сани, сплести лапти, корзины, короба, украсить дом ажурным дымником или водостоком. Сохранялись и некоторые женские ремесла: прядение, ткачество, вышивка, вязаные кружева, изделия в технике ришелье.
Сказка «Лубяная и ледяная хатка» в исполнении Валентины Федоровны Морозовой (1929 г.р.) из д. Гончары Гороховецкого р-на Владимирской области. 2001. (ЦРФ-Э-1018-55)
Сказка «Волк и козлята», в исполнении Валентины Федоровны Морозовой (1929 г.р.) из д. Гончары Гороховецкого р-на Владимирской области. 2001. (ЦРФ-Э-1018-55)