В 2016 г. «Живая старина» продолжила знакомить читателей с результатами региональных исследований народной культуры, с деятельностью российских научных центров, с полевыми и архивными материалами. Существенное внимание уделялось различным видам письменного бытования народной традиции (от древнерусских рукописных сборников до наивной литературы и крестьянских мемуаров).
Первый номер за 2016 г. открылся новой рубрикой — «В кабинете ученого», в которой будут публиковаться беседы с ведущими российскими и зарубежными специалистами по фольклору и традиционной культуре. Первой публикацией новой рубрики стала статья фольклориста, члена редколлегии «Живой старины» С. Ю. Неклюдова «От Гесера до персидской княжны», автор которой рассказал о своем пути в фольклористике, поделился своими научными планами.
Рубрика «Фольклор и этнография народов России» объединила статьи по семейной обрядности, демонологии и народным поверьям цыган (Н. В. Бессонов. «Оковы на таборных девушках»), кабардинцев (А. В. Козьмин. «Материалы по этнографии и мифологии адыгейского аула Уляп»), алтайцев (Д. Ю. Доронин. «Между козлом и людоедом: мифологические рассказы об алмысах на Алтае»), нагайбаков (С. Ю. Белоруссова. «“Здесь открывается душа нагайбака»: поминальный обряд Аш биру») и мордвы (В. И. Рогачев. «Погребальная обрядность эрзи и мокши»).
В рубрике «Региональный фольклор: украинский анклав Саратовской области» были представлены новые записи этнолингвистической экспедиции Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ в Самойловский район Саратовской области. На материале Терсянско-Еланского украинского анклава рассмотрены ритуал оповещения о невинности невесты (Н. Н. Рычкова), представления о магических специалистах (М. И. Байдуж), поверья о коммуникации с умершими (Д. И. Антонов), обряды, связанные с куплей-продажей скота (С. С. Макаров); подборка статей предваряется преамбулой, написанной руководителем экспедиции Е. Е. Левкиевской.
В рубрике «Мифологические персонажи в фольклоре» рассматривался как традиционный, так и новый фольклорно-этнографический материал. Е. А. Дорохова представила рассказы о так называемых невидимых людях (невидимцах, доброхожих, скрытых людях и т. д.), записанные в 1989 и 2014 гг. на русско-белорусском пограничье (Новозыбковский район Брянской области и Ветковский район Гомельской области). М. О. Гардер проанализировал севернорусский мотив «коровы выходят из воды», имеющий аналоги в фольклоре финских народов. В. А. Шилкин ввел в научный оборот рассказы о колдунах и ведьмах, записанные от жителей Волгоградской области. О. В. Бойцова обратилась к генезису и трансформации в ХХ в. образов персонажей-дарителей, от лица которых родители приносили детям гостинцы: «зайчика», «лисички» и т. д.
В разделе «Экспедиции» представлен материал, записанный в Вельском районе Архангельской области (публикация Е. П. Стрельцовой, А. Ю. Улановой, О. Ю. Емец и А. П. Стрельцова), от ижемских коми в д. Волоковая Ненецкого АО (публикация А. Н. Рассыхаева) и в слободе Дячкино Ростовской области (публикация А. В. Бредихина).
Второй номер был открыт рубрикой «Слово — текст — изображение», посвященной визуально-изобразительным аспектам традиционной культуры. Л. Н. Виноградова проанализировала изображение персонифицированной Смерти в западноевропейской и древнерусской иконографии, сопоставив эти данные со славянскими поверьями. В. Я. Петрухин рассмотрел «срамные» мотивы в описании потусторонних персонажей и уродцев, находящие отражение в летописных записях, а также в русских и финно-угорских быличках. Л. А. Беляев в статье «Погребения в алтарях: литературные решения археологических загадок» представил этноархеологический комментарий к литературным упоминаниям о противоречащем традиции (но не канонам) погребении умерших в алтарном пространстве. Г. И. Кабакова выявила книжный источник русского лубка XIX в. «Происхождение и образование Бабы-яги» — «Повесть о дворянине Заолешанине…» В. Левшина (1780). А. Б. Мороз в статье «Про блины, зятя и тещу», отталкиваясь от русского фривольного лубка «Блинщица» (конец XVIII в.), продемонстрировал эротические коннотации, связанные с блинами и их изготовлением, в календарных обрядах, свадебных ритуалах и необрядовом фольклоре. О. Ю. Бойцова проанализировала запреты на фотографирование в народной культуре с семиотической точки зрения.
Региональный пермский материал составил рубрику «Фольклористика в научных центрах: Пермский университет». Е. М. Четина осветила деятельность Лаборатории культурной и визуальной антропологии Пермского государственного национального исследовательского университета. Вошедшие в рубрику публикации сотрудников лаборатории отразили результаты собирания и научного осмысления крестьянских мемуаров и фамильной хроники: Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова. «“Было всё, хорошее и плохое…” (“История одной семьи” Нины Ивановой); С. Ю. Королёва, К. В. Виноградова, Н. М. Теплова. «Современный сельский биографический нарратив: Очерк Галины Анфёровой “Бабушка”»; наивной литературы: А. С. Беломестнова, И. В. Осипова. «“Домашняя” поэзия Петра Иванова»; М. В. Курочкина, С. Ю. Королёва. «История, жизнь и судьба в стихотворном изложении (творчество Екатерины Зверевой)»; Б. В. Кондаков, М. В. Курочкина. «“Наивная” гражданская лирика Георгия Башкирцева: тексты и контексты».
В рубрике «Региональный фольклор: восточное вологодско-костромское пограничье» представлены материалы Топонимической экспедиции Уральского федерального университета 2015 г. (юг Шарьинского района Костромской области, запад и центральная часть Никольского района, юг Кичменгско-Городецкого района и Пыщугский район Вологодской области). Е. Л. Березович, В. С. Кучко и О. Д. Сурикова опубликовали и прокомментировали заговоры и причитания. К. А. Бормотова и Я. В. Малькова проанализировали фразеологизмы и идиомы, отражающие представления о сверхъестественном: Исуса Христа поднимать ‘о традиции варить кисель на праздник Вознесения’, покойник укусил/ущипнул ‘о синяке’, колдун ночевал ‘о плохо протопленной бане’ и др. Е. Л. Березович и Т. В. Леонтьева рассмотрели такой вид частушек, как наветка/наведка, с точки зрения их содержания (информация о состоянии любовных отношений поющего) и этимологии самого названия этих частушек. В. С. Кучко обратилась к лексике с семой обмана.
Раздел «Экспедиции» был представлен материалом, записанным в Белоруссии (О. В. Белова. «Рассказы об обмираниях в Кричевском районе Могилёвской области»).
В рубрике «Юбилеи» отмечалось 90-летие литературоведа и фольклориста В. Г. Смолицкого — автора ряда работ по русскому эпическому фольклору, истории науке, фольклоризму в русской литературе и т.д. (автор текста О. В. Белова).
Третий номер открылся ставшей уже традиционной рубрикой «Фольклор и книжность», в которой вводился в научный оборот разноплановый и разновременной материал: сборник магических рецептов, хозяйственных советов и фокусов XVIII в. (А. Л. Лившиц); народная молитва о коровьем стаде, содержащая упоминание загадочных «чючела» и «мячела», в рукописи XVIII в. (А. В. Дадыкин, В. И. Ерофеева); травник рубежа XIX—XX вв. (А. Б. Ипполитва); рукописные сведения о чудесных камнях — «орловом», «ластовичьем», «куречьем» и т. д., восходящих к древнерусской «Книге естествословной» XVIII в. (О. В. Белова); рукописные заговоры и народные молитвы из личных архивов старожилов Волгоградской области (В. А. Шилкин). Подробный фольклорно-лингвистический комментарий к публикации А. В. Дадыкина и В. И. Ерофеевой был размещен в четвертом номере «Живой старины» в разделе «Обзоры, рецензии» (Е. Л. Березович, О. В. Белова. «Возвращаясь к напечатанному: “чючело-мячело”»).
Рубрика «Этноконфессиональные связи и фольклор» объединила статьи, посвященные взаимодействию и взаимовлиянию носителей различных культур и конфессий. О. Н. Паликова проанализировала неофициальный антропонимикон смешанных русско-эстонских деревень Западного Причудья, где русское население представлено как старообрядцами, так и новообрядцами. С. Н. Амосова обратилась к рассказам об отношениях между латышами, русскими и евреями в период между двумя мировыми войнами. М. Г. Соломатина рассмотрела отражение в архангельских говорах представлений о вере и неверии, представив обширный лексический материал — в частности обозначения верующих и атеистов.
Значительная часть статей, опубликованных в рубрике «Народный костюм», затрагивала современное состояние культуры русских старообрядцев, живущих в иноэтничном окружении. Т. Моррис (Юмсунова) посвятила свою статью одежде старообрядцев Орегона (США), О. Г. Ровнова — старообрядцев Южной Америки, И. В. Дынникова — младенческой и смертной одежде старообрядцев Латинской Америки. Собственно русский материал анализировался в статье Л. В. Синицыной «Традиционный костюм Смоленщины».
30-летию аварии на Чернобыльской АЭС была посвящена рубрика «Чернобыль: 30 лет спустя», в которой опубликованы материалы по народному календарю, народной магии и демонологии, обетной обрядности и религиозному фольклору, записанные от жителей отселенных после аварии деревень Сивенка и Червоный Кут Ветковского района Гомельской области Республики Беларусь (Г. И. Лопатин).
В 2016 г. исполнилось 20 лет со дня смерти первого главного редактора «Живой старины» — академика Н. И. Толстого. В рубрике «Памятные даты» С. М. Толстая опубликовала два письма Н. И. Толстого 1975 и 1994 гг., адресованные его коллеге и другу, белорусскому слависту Г. А. Цыхуну.
В рубрике «Экспедиции» был представлен полевой материал, записанный на Брянщине (А. А. Мажукина. «Троицкая неделя в локальных традициях северо-востока Брянской области») и на Орловщине (П. А. Скрыльников. «Экспедиция в Сосковский район Орловской области»).
В разделе «Юбилеи» коллеги поздравили петербургского фольклориста и литературоведа А. Ф. Белоусова — крупнейшего исследователя городского и школьного фольклора, культуры и быта дореволюционной и современной школы, локальных текстов русской провинции (автор текста М. В. Строганова).
Первой рубрикой четвертого номера стала рубрика «Народная письменность», где в научный оборот вводились мемуарные, эпистолярные и дневниковые материалы, относящиеся к народной среде. А. В. Пигин опубликовал фрагменты из дневника мезенского крестьянина Г. Я. Ситникова (рубеж XIX—XX вв.), посвященные почитанию местночтимого святого Иова Ущельского и рассказам о чудесах Иова. С. Ю. Королёва и А. С. Беломестнова обратились к переписке старообрядцев-бегунов, или странников. «Наивные» мемуары стали предметом внимания С. Ю. Королёвой и К. В. Виноградовой («“Просто жизнь” коми-пермячки Клавдии Беренюк») и М. В. Строганова («“Воспоминания записала я”: мемуары М. М. Ширкиной (Тверь)») и Н. М. Куренной («Из “Воспоминаний” питерского рабочего Бориса Штейнфаса»).
В этом номере журнала была открыта новая рубрика — «Традиция — символ — бренд», посвященная локальной символике и задействованию элементов традиционной культуры в брендинге территорий. Е. В. Минёнок в статье «“Всесагутьевский” праздник “Дремá”» рассмотрела, как в Брянской области стараниями культурных работников был восстановлен одноименный праздник троицкого цикла, и отметила различия между воспоминаниями старожилов о прежнем бытовании праздника и современной реконструкцией. Предметом внимания Е. Г. Борониной стало восстановление традиционной кадрили в старообрядческом селе Степановка (Орехово-Зуевский район Московской области). Т. В. Володина проанализировала семантику белорусской обрядовой игры «в кота» («кота печь», «кота справлять» и т. д.), приуроченной к заговенью перед Рождественским постом и имеющей эротическую составляющую. М. В. Ахметова рассмотрела народные интерпретации городского герба Нарвы (Эстония). Итальянский материал лег в основу статьи С. А. Сидневой, осветившей праздник в честь Мадонны — покровительницы римского квартала Трастевере, а Т. Ганнелл обратился к генезису и современному функционированию в исландской национальной традиции такого образа, как Фьяллкона (Повелительница горы).
В разделе «Архивная полка» Т. К. Пастернак осветила этнографическую деятельность Е. Н. Клетновой (1869—1938), а также отражение мотивов русского фольклора в ее литературном творчестве. В подготовленной Т. К. Пастернак публикации «Легенды местных крестьян» (с комментариями М. В. Ахметовой и О. В. Беловой) были представлены народные легенды, предания и сказки, записанные Клетновой в 1910-е гг.
Гостем раздела «В кабинете ученого» стала славист, член редколлегии «Живой старины» Л. Н. Виноградова, рассказавшая о своем пути в науке и опубликовавшая отрывки из своих полевых дневников 1970-х гг.
В рубрике «Экспедиции» представлены материалы, записанные в анклавных культурах — от белгородских украинцев (В. Е. Добровольская. «Выпечка в традиционной культуре украинцев села Козинка (Грайоронский район Белгородской области») и старообрядцев, живущих в Латвии (А. А. Плотникова. «Об экспедиции к латгальским староверам»). Кроме того, освещались экспедиционные выезды центра «Сэфер» в Витебскую область Белоруссии (О. В. Белова), Латгалию, Смоленскую область и Израиль (С. Н. Амосова).
Завершило последний номер сводное содержание публикаций, увидевших свет в журнале в 2016 г. (составитель А.С. Подгаец).
В 2016 г. в «Живой старине» были опубликованы 15 рецензий на новые научные издания (из них 8 посвящены российским изданиям и 7 — зарубежным), 8 материалов научной хроники и один обзор конференционной и издательской деятельности Санкт-Петербургской консерватории. Библиографические описания книжных новинок публиковались в каждом номере («Новая литература по фольклору, этнографии, этнолингвистике», составитель О. В. Трефилова).
М. В. Ахметова