Содержание журнала «Живая старина» за 2023 год

СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ

Амосова С.Н. Имена-апотропеи в еврейской традиции — 3, с. 26–29.

Амосова С.Н. Стереотипы и автостереотипы локальных групп горских евреев — 2, с. 32–36.

Антонов Д.И. Вотивные дары в постсоветской России — 1, с. 28–31.

Антонов Д.И. Религиозные практики: воскресшие и исчезающие — 1, с. 26–27.

Антонов Д.И., Завьялова А.И. «Мы не засекали, сколько золотишка»: современные нарративы о вотивных дарах — 1, с. 31–35.

Ахметова М.В., Лурье М.Л. Из флотского песенника конца 1960-х гг. — 2, с. 38–43.

Баранова О.Г., Дьякова Е.В., Островский А.Б., Фишман О.М., Христенко А.В. Выставка «Радость пасхальная» — 3, с. 44–48.

Баранова О.Г., Королькова Л.В., Островский А.Б., Чувьюров А.А. Выставка Российского этнографического музея «Древлеправославие: символы сохраненных традиций» — 1, с. 51–55.

Белова О.В. «Ехали хазары…»: «этническая» версия одного балладного сюжета — 3, с. 29–32.

Белова О.В. Икона Божией Матери «Семистрельная»: сакральное изображение в свете народных верований — 1, с. 10–13.

Белянин С.В. Стереотипы внутри еврейских субэтнических групп на Кавказе — 2, с. 29–32.

Березович Е.Л. Мотив восклицания, зова, отклика в топонимии и топонимических преданиях — 4, с. 5–9.

Борисова Е.О. Как Лапоть стал Ботинком: о вариантах индивидуальных прозвищ на Урале и Русском Севере — 3, с. 36–38.

Валенцова М.М. О типологии славянских мифологических персонажей — 4, с. 9–12.

Виноградова Л.Н. ‘Кормить’, ‘прятать’ или ‘хоронить’? Семантика карпатоукраинского мифонима хованець — 4, с. 14–17.

Виноградова Л.Н. Очкур — предмет одежды и очкур — слово — 1, с. 2–4.

Воробьев В.А. Студенческая песня в XXI в.: заметки к теме — 4, с. 51–55.

Вятчина М.В. Трахома как «болезнь инородцев» и «еврейская болезнь» в источниках по медицинской статистике 1880–1910 гг. — 2, с. 36–37.

Гехт М.Б., Погодина С.И. (Не)еврейский «текст» Екабпилса — 2, с. 24–29.

Гордиенко О.В. Соударяемые палки русских сторожей — 3, с. 42–43.

Грищенко А.И. Как библейский патриарх Иосиф стал татарином Исупом? — 3, с. 23–26.

Гуляева Е.Ю., Зельницкая Р.Ш. «Новый человек» на Кавказе: этнография и политпросвещение в повести Е.Н. Студенецкой 1938 г. — 4, с. 23–27.

Доронин Д.Ю. Шилокша — село образовников: между монастырем и трактом — 1, с. 35–40.

Доронин Д.Ю., Эль-Факи М.Х. Шилокшанские образовницы: биография промысла — 1, с. 41–46.

Ипполитова А.Б. Поверье о царе-муравье и его волшебном камне в рукописной традиции XVII–XVIII вв. — 1, с. 21–25.

Качинская И.Б. Частушки об измене в картотеке «Архангельского областного словаря» — 2, с. 10–16.

Коконова А.Б. Диалектная лексика в соцсетях (на материале постов Н.А. Попова в социальной сети «ВКонтакте») — 2, с. 16–20.

Косова Л.В., Макшакова Т.А. «Вместо мозгов — брусничка!» (лексика интеллектуальной неполноценности в говорах Макарьевского района Костромской области) — 3, с. 13–15.

Кривощапова Ю.А. Жгонский язык костромских пимокатов: социолингвистический аспект — 3, с. 2–5.

Куцаева М.В. Православно-языческий синкретизм в религиозной жизни марийской диаспоры Московского региона — 1, с. 46–50.

Кучко В.С. Ярилова плешь — праздник в Макарьевском районе Костромской области — 3, с. 5–8.

Лифшиц А.Л. «Корфкин», «мувкин» и «гулинный шлафорок»: что оставила дочерям Екатерина I — 2, с. 6–9.

Мадлевская Е.Л. Выставка «Собрание русской старины Натальи Леонидовны Шабельской» — 2, с. 44–48.

Мамонова С.К. Дуня Фомина как персонаж лирической песни, или Об одном антропонимическом казусе — 4, с. 48–51.

Муллонен И.И. Топонимическая память о средневековых карельских крепостях в Сортавале — 3, с. 32–35.

Напольских В.В. К этимологии рус. сóрок — 3, с. 11–12.

Никитина И.О., Лейдерман А.Л. Евреи в Ильино: история, соседство и память — 2, с. 21–24.

Песецкая А.А. «Агитпоезд прибыл!»: участие Государственного музея этнографии в подготовке к выборам в Верховный Совет РСФСР 1938 г. — 4, с. 28–33.

Петрич Н., Авилин Т.В. Народные названия Плеяд в словенской традиции — 2, с. 2–6.

Петрухин В.Я. Воскресающая жертва и застолье Троицы ветхозаветной — 1, с. 7–10.

Петрухин В.Я. Пятиногий конь и мировое дерево: изобразительный мотив и сказочный фольклор — 4, с. 13–14.

Петряшин С.С. Русские рабочие как «новые люди» в музейной этнографии 1950-х гг. — 4, с. 33–37.

Петряшин С.С. Советский «новый человек» и музейная этнография — 4, с. 21–23.

Плотникова А.А. Водная преграда в похоронно-поминальной обрядности восточной Сербии и Полесья (на общеславянском фоне) — 1, с. 4–7.

Плотникова А.А. Этнолингвистическая экспедиция к сербам и влахам восточной Сербии — 4, с. 17–20.

Попова Л.Ф. Становление «новой» культуры кочевников-киргизов (по полевым материалам Е. И. Маховой 1940 г. — 4, с. 40–44.

Пятаев Р.Ф. Историческая песня о возвращении князя В.В. Голицына в Москву — 4, с. 45–48.

Седакова И.А. Болгарский антропоним во времени и пространстве — 3, с. 19–22.

Седакова И.А. «Это другая Светлана…»: славянское «говорящее» имя в болгарском контексте — 4, с. 2–5.

Сельченкова С.П., Дмитриевская И.С. Лечебные заговоры русско-белорусского пограничья — 1, с. 18–21.

Смирнов Д.В. Первое отечественное руководство по применению звукозаписи к экспедиционно-собирательской практике — 3, с. 39–42.

Смирнова Ю.С. Контур героя: образ «нового человека» в советском фоторепортаже — 4, с. 37–40.

Сурикова О.Д. «На сóрок сорокóв сóрок сорóк прилетает…», символика числа 40 в костромских говорах — 3, с. 8–11.

Толстая М.Н., Толстая С.М. В коллекцию полесских заговоров — 1, с. 14–18.

Чекан К.О., Шайхинурова Д.Р. Народная антропонимия Макарьевского района Костромской области — 3, с. 16–18.

 

ЭКСПЕДИЦИИ

Воронцова Е.В. Религиоведческая экспедиция в Тамбовскую область — 3, с. 53–56.

Громов Д.В. Троицкий обход дворов в Восточном Подмосковье — 4, с. 56–58.

Королёва С.Ю., Шкураток Ю.А., Матвеева Е.М. Похоронно-поминальная обрядность русских и коми-пермяков Иньвенского края: некоторые итоги полевого обследования — 2, с. 49–53.

Морозов Д.В. «Похороны стрелы» в селе Яловка Брянской области — 1, с. 55–58.

Ридэль А.П. Нелегальные промыслы верующих в Тамбовской области в 1950–1960-е гг. — 3, с. 56–58.

Струтинский И.М. Музыка лаутаров в погребально-поминальных практиках румын долины Тимока — 1, с. 58–61.

Фатьянова В.П. Приданое в послевоенный период (Сосновский район Тамбовской области) — 3, с. 59–62.

Шилкин В.А. Святки в Камышинском районе Волгоградской области — 3, с. 49–53.

 

ЮБИЛЕИ

Морозов Д.В. К юбилею Екатерины Анатольевны Дороховой — 2, с. 54–55.

 

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

Алпатов С.В., Нагорных В.В. Русская считалка: от корпуса текстов к монографическому исследованию жанра — 2, с. 59–61.

Алпатов С.В., Поветкина П.Б. Феномен малой родины в текстах устной истории — 3, с. 64–65.

Ахметова М.В., Петрухин В.Я. Коротко о книгах — 4, с. 65–66.

Белова О.В. Новый этнографический выпуск журнала «Край Смоленский» — 4, с. 59–60.

Боронина Е.Г. Новое учебное пособие по традиционной культуре и музееведению — 4, с. 63–65.

Вагайцева Н.Ю., Симулик Е.Н., Хороших А.А. Новые электронные издания по фольклору и традиционной культуре — 4, с. 60–63.

Вятчина М.В. Теории и практики цифровых исследований религии — 2, с. 61–63.

Иванова Т.Г. Заговоры, народные молитвы, «святые письма» — 1, с. 64–66.

Иванова Т.Г. Каталог коллекций Фольклорно-этнографического центра имени А.М. Мехнецова — 2, с. 55–56.

Иванова Т.Г. Сборник тульских песен в записях Н.Ф. Соловьева — 3, с. 63–64.

Матвеева Р.П. Судьба русского фольклора в иноязычной среде бытования — 1, с. 66–68.

Панюков А.В. Сборник памяти Виктора Аркадьевича Лапина — 2, с. 57–58.

Погодина С.И. Старое/новое: издание диссертации И. М. Пульнера — 2, с. 58–59.

Трефилова О.В. Новая литература по фольклору, этнографии, этнолингвистике — 1, с. 68–70; 2, с. 63–64.

 

ПАМЯТИ УЧЕНЫХ

Белогурова Л.М., Жиганова С.А. Маргарита Анатольевна Енговатова — 1, с. 63–64.

Головин В.В. Александр Федорович Белоусов — 2, с. 65–66.

Дорохова Е.А. Памяти Андрея Николаевича Власова — 3, с. 68–69.

Иванова Т.Г. Антонина Николаевна Мартынова (1932–2023) — 4, с. 67–68.

Липатова А.А., Матлин М.Г., Шевченко В.Ф. Светлой памяти Маины Павловны Чередниковой — 3, с. 66–67.

Миненок Е.В. Светлой памяти Алексея Леонидовича Налепина — 1, с. 62–63.

Морозова Н.А. Юрий Александрович Новиков — 2, с. 66–67.

 

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

Амосова С.Н. Пятая конференция «Еврейское поле: опыт и концептуализация» — 2, с. 70–72.

Бодрова А.А. XIV Мелетинские чтения: секция «Устная история и фольклор» — 3, с. 69–71.

Закревская Е.А. XXII Международная школа по фольклористике и культурной антропологии — 1, с. 70–72.

Калкаева А.Е. Летняя школа Центрально-Европейского университета «Магия и колдовство» — 2, с. 67–68.

Копченова И.В. Конференция «“Последние времена” в славянской и еврейской культурной традиции» — 2, с. 69–70.

Королёва С.Ю. Секция «Региональные формы языка и культуры» на XIV Грибушинских чтениях — 4, с. 68–70.

Олексюк Д.С. Круглый стол «Песенный фольклор: тексты, традиция, современность» — 3, с. 71–72.

 

РАЗНОЕ

От редколлегии — 1, с. 2; 4, с. 2.

Ясинская М.В. Содержание журнала «Живая старина» за 2023 г. — 4, с. 71–72.