Русские пляски для детей: методическое пособие

Русские пляски для детей: методическое пособие. М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1953. 160 с.

Книга «Русские пляски для детей», опубликованная в 1953 году — первое и, пожалуй, единственное методическое пособие по народному танцу такого масштаба. Она вышла в издательстве Академии педагогических наук РСФСР, что позволило привлечь в ряды авторов известных ученых (В.П. Ивинг, А.В. Руднева)  и ведущих специалистов-хореографов (Т.А. Устинова, В.В. Окунева).

Кроме материалов о русской пляске, описания постановок танцев в книге находится статья «Образцы русской народной одежды» И.П. Работновой. Особого внимания заслуживает одна из первых публикаций основных элементов русской пляски, подготовленная Т.А. Устиновой.

«Русские пляски для детей» представляют большой интерес не только для практиков, руководителей и постановщиков детских хореографических, фольклорных коллективов, но и историков этнохореологии. В книге ярко и бесспорно проявилось противоречие между двумя различными подходами к аутентичной, традиционной хореографии. Так В.П. Ивинг призывает «изучать исторически сложившиеся взгляды самого народа, его понимание красоты, учиться у него уменью раскрывать образ, знать типические образы, им созданные». А.В. Руднева говорит о значении традиционной хореографии о необходимости «проведения наблюдений по всем областям РСФСР с русским населением». Автор утверждает необходимость соблюдения правила, когда «при переработке (для детского исполнения) пляски какой-либо определенной области следует сохранять местные особенности, отличающие эту пляску». Высказывает пожелание, «чтобы это пособие послужило толчком к <…> собиранию и записи наблюдений над местными народными хороводами и плясками».

Иных принципов придерживаются хореографы-практики. В.В. Окунева предлагает включать в занятия «упражнения классического и характерного танца…» Автор призывает пополнить в Советской стране женскую пляску «новыми чертами — активности, уверенности, смелости, свойственными советской девушке». За основу исполняемых мальчиками русских танцев автор предлагает взять игры на интересующие их темы, «например “футболисты”, “рыболовы”, “моряки”, “партизаны”, “дровосеки“ и т.п.».