НАРОДНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.
12 – 16 ноября 2014 года в Москве прошел IX Международный общественно-культурный форум «Живая традиция», организованный Российским фольклорным союзом при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации, Государственного центра русского фольклора, Института культурного и природного наследия. В Форуме участвовали представители 28 регионов России, стран ближнего зарубежья: ученые, государственные и общественные деятели, представители Русской православной церкви, писатели, журналисты, фольклорные коллективы.
В рамках Форума 14 ноября 2014 года состоялись Общественные слушания по теме «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства» в Общественной палате РФ.
На слушаниях была заявлена необходимость тесного взаимодействия общественного движения за сохранение традиций народной культуры с государством в деятельности по восстановлению этнокультурного пространства России.
Форум подтвердил, что
традиционная народная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, до настоящего времени сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитой, ориентированной на традиционные культурные ценности личности.
Участники Форума считают, что:
– традиционная народная культура и фольклор как художественный способ ее выражения являются корневой основой и источником развития всего многообразия форм, видов, направлений национального искусства и культуры современного общества, источником национальной, гражданской и культурной идентичности, сохраняют свою жизнеспособность и актуальность до настоящего времени;
– многообразие культурных традиций народов и регионов РФ является конкурентным преимуществом России, основным элементом ее международного имиджа и имиджа ее территорий, способствует инвестиционной и туристической привлекательности регионов, выработке ими уникальных путей социального и экономического развития;
– на основе преемственности культурного опыта традиционная культура укрепляет межпоколенные связи, обеспечивает удержание в общественном сознании системы традиционных ценностей, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитой, национально ориентированной личности, на стабильность в развитии государства и общества;
– неразрывное единство традиционных культур народов России с их вероисповеданиями позволяет сохранить духовную составляющую общества, присущие народам России нравственные нормы и требования, обеспечивающие их полноценную жизнь;
– традиционная народная культура располагает средствами сдерживания негативных тенденций общественного развития, является барьером на пути агрессивных информационно-психологических воздействий на общественное сознание, основой модернизации жизни государства и общества;
– традиционная культура обладает доступными для освоения и воспроизведения всеми гражданами России высокохудожественными формами культуры, которые обеспечивают прямое, не опосредованное техническими средствами, положительное воздействие на общественное сознание и сознание каждого человека;
– традиционная народная культура является одним из наиболее действенных средств преодоления межнациональных конфликтов, укрепления единого государственного и культурного пространства Российской Федерации.
На Форуме было отмечено, что в настоящее время возникла уникальная ситуация для сохранения и включения традиций народной культуры в современную общественно-государственную жизнь:
– сложившиеся научные школы в области фольклористики, этнографии, этномузыкологии накопили богатый научный потенциал;
– сохранились очаги народных традиций, до сих пор у общества имеется возможность непосредственного обращения к носителям аутентичной традиционной культуры;
– регионы России охватило общественное движение за сохранение традиций народной культуры, объединяющее в своих рядах деятелей культуры, науки и искусства, представителей органов власти и управления, организаций науки, культуры и образования, творческих коллективов, церкви, бизнеса;
– общественное движение за сохранение традиций народной культуры, обладающее силой стихийного и массового проявления, выражается в огромном спектре созидательных инициатив, находит пути преодоления опасной зоны культурной и морально-нравственной деградации.
Участники Форума выразили удовлетворение:
– происходящими положительными изменениями в Министерстве культуры Российской Федерации по отношению к культурному наследию народов России;
– изменением направлений и содержания деятельности подведомственных Министерству культуры учреждений, нацеленностью их на практическое сохранение и восстановление культурных традиций народов РФ;
– тесным взаимодействием Министерства культуры РФ с Общероссийской общественной организацией «Российский фольклорный союз» в формировании этнокультурного пространства России;
– появлением в российском культурном поле авторитетных общественных сил, деятельность которых связана с поддержкой нематериального культурного наследия, например, Русского географического общества.
Вместе с тем, участники Форума выразили обеспокоенность:
– отсутствием зафиксированной в Федеральном законодательстве государственной политики в области сохранения и восстановления традиционных культур народов России;
– смешением в Федеральном законодательстве через понятие «местное традиционное народное художественное творчество» всех имеющихся в культурном пространстве направлений, видов и форм художественной культуры, вытеснением из социально-культурного пространства базовой традиционной народной культуры, подмене её формами художественной самодеятельности;
– грубым искажением в «Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг.» смысла ключевого понятия «хранители народных традиций», отнесением к основным хранителям народных традиций не людей – носителей культурных традиций, а учреждений культурно-досугового типа;
– деятельностью учреждений культуры в рамках методологии иноэтнических и внеэтнических заимствований и шоу-бизнеса, что понижает общий культурный уровень населения России, разлагает систему традиционных ценностей, ведет к неустойчивости национально-государственной идентичности, определяет беспомощность государственной сферы культуры перед вызовами времени: ограниченностью бюджетного финансирования, «перетеканием» художественной культуры в медиа-пространство, снижением общественного статуса, роли и значения государственных и муниципальных учреждений культуры;
– слабой востребованностью органами власти национальных культурных традиций в качестве стратегического ресурса социально-экономического развития территорий;
– критическим состоянием фольклорно-этнографических фондов, архивов, коллекций, относящихся к категории «нематериальное культурное наследие», что может привести к их расформированию и утрате; отсутствием условий (специального оборудования, квалифицированных специалистов) для хранения и разработки фольклорно-этнографических материалов, отсутствием нормативной и правовой защиты, обеспечивающей гарантированную сохранность и обеспечение доступа к материалам всем заинтересованным лицам;
– исключением с 2008 года из образовательных стандартов регионального этнокультурного компонента, отсутствием его в образовательных программах дошкольного, начального, среднего, среднего профессионального и высшего образования;
– слабым вовлечением учреждениями культуры и образования в сферу освоения региональных культурных традиций детей и молодежи; недостаточным обращением к выработанным фольклорным движением формам организации детского и молодежного досуга на основе народных традиций;
– перекосами в духовной жизни общества, вызванными заполнением этнокультурного пространства иноэтническим содержанием, сектантством, неоязычеством, которые через активную трансляцию агрессивных националистических идей и искаженного, не соответствующего духу Русской православной церкви мировоззрения, вносят раскол в российское патриотическое движение;
– недостаточностью усилий отдельных министерств и ведомств в формировании этнокультурного пространства России, приданию общественному культурно-патриотическому движению организованных форм и направления его в русло государственного строительства.
– отсутствием законодательных основ для сохранения, поддержки и включения в общественную и государственную жизнь корневых культурных традиций народов России;
– недостаточным освещением национальных культурных традиций народов России в медиа-пространстве
От имени культурно-патриотического движения России Форум считает необходимым рекомендовать органам государственной власти и управления:
– зафиксировать в разрабатываемом в настоящее время Федеральном Законе о культуре государственную политику в области сохранения и восстановления традиционной культуры в качестве базовой составляющей национальных культур народов России; закрепить государственную значимость деятельности в сфере традиционной народной культуры отдельным разделом Закона;
– разработать новую «Концепцию сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации», в которой утвердить поддержку носителей, хранителей и преемников традиции, воспроизводящих культурное наследие в его подлинных формах;
– сформировать Федеральную и региональные целевые Программы сохранения и поддержки традиционных культур народов России с учетом интересов и возможностей как государственных, так и общественных структур: академических научных фонограммархивов и вузовских подразделений, хранящих документальные фонды фольклорно-этнографических материалов; отделений и факультетов в вузах, работающих по программам подготовки специалистов в сфере фольклористики, этнографии, других смежных с ними наук; научно-исследовательских, учебных и творческих коллективов, составляющих основу общественного движения за сохранение традиций народной культуры;
– для реализации мер по охране нематериального культурного наследия Минкультуры России, субъекты РФ должны определить списочный состав государственных учреждений, ответственных за сохранность нематериального культурного наследия, возложить на них соответствующие функции закрепить необходимые права и обязанности, а также выработать правовые основы и нормативы деятельности многофункциональных учреждений традиционной народной культуры;
– выявить и оказать содействие широкому распространению успешных этнокультурных проектов вне зависимости от их государственного или общественного статуса, организовать мониторинг состояния традиционной народной культуры во всех российских регионах с последующей разработкой стратегий и конкретных мер использования этнокультурного потенциала в социально-экономическом развитии регионов;
– развивать систему непрерывного образования в сфере традиционной народной культуры: разработать и утвердить государственные стандарты, открыть в средних и высших учебных заведениях специализированные структуры (отделения, кафедры), создать разветвленную сеть детских учреждений традиционной народной культуры в сфере дополнительного образования;
– оказать целевую поддержку существующим вузовским научным центрам, в осуществлении ими экспедиционной, исследовательской деятельности, обеспечении сохранности и страхования от утраты собранных ими документальных материалов по фольклору и этнографии;
– организовать работу по проведению паспортизации фольклорно-этнографических фондов и коллекций; поручить подведомственным организациям разработать правовую базу, обеспечивающую порядок, условия хранения, защиты от утраты и неправомерного использования фольклорно-этнографических материалов, правила доступа к ним.
– организовать комплекс научно-издательских, концертно-просветительских мероприятий, направленных на вывод в научный и культурный оборот материалов фольклорно-этнографических фондов и коллекций, на скорейшее включение их в научный и культурный оборот в качестве основы информационной безопасности государства; обеспечить бюджетную, грантовую и иную, не противоречащую действующему законодательству поддержку этих мероприятий;
– учесть фонды и коллекции в специальном разделе формируемого в настоящее время Государственного реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с перспективой создания Государственного фольклорно-этнографических фонда;
– поручить подведомственным Министерству культуры организациям разработать модельный стандарт учреждений традиционной народной культуры;
– развернуть политику системного представления традиционных культур народов России в центральных и региональных СМИ.
Участники Форума приняли решение обнародовать настоящую Резолюцию в СМИ, довести её до органов государственной власти РФ и субъектов РФ, выразили надежду на ответные шаги государственной власти в сторону общественных культурно-патриотических инициатив, на понимание значения традиционных культур в вопросах национальной безопасности страны.
Председатель Правления
Российского фольклорного союза Н. Н. ГИЛЯРОВА