Презентация издания «Казачий эпос»

М.: 2014. - 688 с. ISBN 978-5-86132-116-7
М.: 2014. — 688 с. ISBN 978-5-86132-116-7

13 мая в Государственном республиканском центре русского фольклора (ГРЦРФ) прошла презентация первого и второго томов продолжающегося издания «Казачий эпос». Автор и составитель – ведущий научный сотрудник ГРЦРФ, кандидат искусствоведения Анатолий Николаевич Иванов.

Издание фольклорных материалов казачьего эпоса — многотомный фундаментальный проект ГРЦРФ. Песни записаны в разные годы на территории от бассейна Дона — на восток до реки Урал и на юг до Терека. Значительная часть материалов, вошедших в издание, публикуется впервые.

Помимо фольклорных материалов — былинных песен и нот, издание включает в себя великолепный аналитический аппарат — большой вводный очерк проблемно-методологического и исторического содержания и диск с экспедиционными аудиозаписями некоторых песен, вошедших в оба тома издания.

epos5
Иванов А.Н. — автор-составитель издания

Записи эпических песен, сделанные в разное время, позволяют проследить развитие сложных культурных процессов. Русский казачий эпос представлен в книге во всей его полноте, в единстве музыкального и словесного компонентов. Раскрывается его историческая ретроспектива и особенности каждой фольклорной записи.

Второй том целиком посвящен одной песне — былине «Добрыня и Алёша». Былина была записана известным музыковедом-фольклористом, руководителем студии народной песни «Измайловская слобода» Андреем Сергеевичем Кабановым на хуторе Яминский Волгоградской области. Исполнитель былины — Василий Артемьевич Сидоров 1904 г. р. в период с 1973 по 1980 годы спел различные вариации изложения былинной песни.

«Былина, исполненная Василием Артемьевичем Сидоровым — сердцевина всего тома, и вообще запись в Яминском — это самая лучшая живая запись былины, многоканальная, многовариантная, вокруг нее построено все исследование», — отметил А.С. Кабанов.

Таким образом, во втором томе издания собраны разные вариации этой казачьей былины, появившиеся в результате фрагментации эпического сюжета, многочисленные отголоски былины, сводные тексты смешанного происхождения. На основе этого материала и анализа А. Н. Иванова вырисовывается общая картина, во многом неожиданная и новая с точки зрения сложившихся научных представлений о народном эпосе и феномене казачьей песни.

epos3
Слева — и.о. генерального директора ГРЦРФ Ефимов А.В.

В частности, доктор филологических наук, заведующий отделом фольклора Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, главный редактор журнала «Традиционная культура» Владимир Леонидович Кляус подчеркнул, что на основе конкретных материалов — музыкальных текстов, А. Н. Иванову удалось отделить собственно казачий эпос от других регионов бытования эпической традиции, в частности, русского Севера. «В каких-то материях Анатолий Николаевич (Иванов) продвинулся даже дальше чем его коллеги этномузыкологи, к этой работе надо возвращаться, пытаться вникать в ее суть», — сказал он.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского устно-поэтического творчества филологического факультета МГУ Татьяна Борисовна Дианова отметила, что попытка систематизировать сложные, многофакторные связи между текстами казачьего эпоса, которые предлагает А.Н. Иванов, дает импульсы к нашему мышлению и воображению.

epos1«Анатолий Николаевич видит много составляющих, он чувствует и понимает текст, потому что пропускает его через себя. Когда читаешь то, что написал Анатолий Николаевич, возникает ощущение, что ты имеешь дело с фактурой очень сложной, которую не всегда легко объяснить простой объяснительной парадигмой и поэтому он пытается искать в смежных областях — уходит в синергетику, в системную теорию и т. д. Хорошо если в дальнейшем читателям и исследователям это даст еще один импульс к работе, к дальнейшему исследованию», — сказала она.

Т. Б. Дианова так же отметила серьезность вопросов, которые встают в связи с эпосом. «Почему, когда остается только рудиментарный отрывок — небольшой фрагмент этой былины, она все равно продолжает звучать? Я думаю, потому, что когда человек ощущает себя русским казаком, жителем того же самого Яминского, тогда в нем продолжает жить и звучать даже небольшой фрагмент этого текста».

epos5
Слева-направо — режиссер и ведущий презентации Шилин А.И., Дорохова Е.А., Ключникова О.А., Скунцев В.Н.

Презентация сопровождалась показом эпизодов из фильма С. Н. Старостина «Казачья старина» (1994 г.), видеозаписи экспедиции ГРЦРФ к казакам-некрасовцам в 1995 году и выступлением исполнителей казачьей песни — Скунцева Владимира Николаевича, Асанова Вячеслава Владимировича, Иванова Владимира Николаевича, Кабановой Ж.Э.

Трио Кабанов Андрей Сергеевич, Миненков Дмитрий Сергеевич и Кабанов Иван Андреевич и ансамбль «Казачий кругъ» исполнили былинные песни донских казаков. Издание предназначается для музыковедов, фольклористов, этнологов, исследователей истории и культуры русского казачества, исполнителей фольклорных песен, специалистов по теоретической культурологии.

IMG_1530

%d такие блоггеры, как: