Конференция «Этномузыкология: история, теория, практика» и фестиваль-смотр «Вселиственный венок» прошли в Санкт-Петербурге — Центр русского фольклора

Конференция «Этномузыкология: история, теория, практика» и фестиваль-смотр «Вселиственный венок» прошли в Санкт-Петербурге

С 13 по 17 мая 2018 года в Санкт-Петербурге состоялись VII Международный конкурс научных работ студентов и аспирантов, прошедший в рамках научно-практической конференции «Этномузыкология: история, теория, практика», и IV Международный фестиваль-смотр фольклорных коллективов и исполнителей народной традиционной инструментальной музыки образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования «Вселиственный венок». 

Этой акцией Фольклорно-этнографический центр имени А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории отметил 30-летие утверждения образовательной программы подготовки кадров в области этномузыкологии.

Научные работы участников конференции оценивало жюри, состоявшее из преподавателей Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Института фольклора имени Марко Цепенкова Университета Святых Кирилла и Мефодия (Скопье, Македония), Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва) и Центра русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова. На их долю выпала нелёгкая работа: надо было выбрать лучшие из 73 докладов, прочитанных студентами училищ и вузов культуры и искусств, приехавших в Санкт-Петербург из Вологды, Воронежа, Липецка, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Петрозаводска, Саранска, Саратова, Твери, Якутска, Республики Беларусь, Великобритании, Китая, Македонии, Норвегии.

Первое заседание конференции, посвященное изучению музыкально-хореографического фольклора, состоялось в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, где в магистратуре обучаются выпускники-этномузыкологи Санкт-Петербургской консерватории; последующие заседания – в самой консерватории.

Темы докладов охватывали практически все области традиционной музыкальной культуры; было представлено множество локальных и региональных традиций вокальной и инструментальной музыки, народной хореографии. Необходимо отметить высокий научный уровень многих докладов, самостоятельность подходов молодых исследователей к изучаемым традициям, способность аргументированно отстаивать свои взгляды.

Не менее интересным оказался и смотр-конкурс фольклорных коллективов и исполнителей из Воронежа, Ижевска, Москвы, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Саранска, Смоленска, Сургута, Перми, Якутска. На нём было представлено 18 концертных программ, в которые вошли как архивные, так и современные экспедиционные записи. И если исполнителям из учебных заведений среднего звена был высказан ряд замечаний, касающихся как репертуара, так и манеры исполнения, то все без исключения вузовские коллективы показали чрезвычайно высокий уровень исполнительского мастерства и постижения традиционной музыкальной культуры. Наряду с российскими исполнителями в конкурсе принимал участие ансамбль из Фольклорной школы города Лунневад (Швеция).

Специальными гостями конференции и фестиваля-смотра стали музыканты из Италии – фольклорная группа «Вал Резия», познакомившая слушателей с народными хореографическими традициями славянского населения Северной Италии (регион Фриули-Венеция-Джулия). В программу также вошли лекции и мастер-классы почётного президента Фольклорного союза Италии, эксперта по народной хореографии Маурицио Негро, руководителя фольклорной группы «Вал Резия» Памелы Пилич, профессора Института фольклора имени Марко Цепенкова Родны Величковской (Македония) и участниц шведского фольклорного ансамбля Марии Мюнкхаммар, Линнеи Линдквист и Лисы Муберьи.