Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии — Центр русского фольклора

Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии

Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / Общая ред. и послесл. М. Левина. М.: Искусство, 1964. 368 с.

«Образы русской народной хореографии» Касьяна Ярославича Голейзовского  – книга по-своему уникальная. Автор – один из самых значительных российских балетмейстеров, яркий и оригинальный экспериментатор в области танцевального искусства, оказавший большое влияние на его развитие, талантливый художник и поэт. Приняв мысль Новерра «Балетмейстер должен обладать энциклопедической культурой», Голейзовский стремится к приобретению обширных разносторонних знаний.

Русский народный танец не входил в круг его первостепенных творческих,  практических интересов, связанных со сценическими постановками, но как мы видим из книги, всю жизнь занимал его как исследователя. Первые эпизоды описываемых им танцев он наблюдал в 1913 году, а книга вышла в 1964. То есть на протяжении более чем пятидесяти лет Голейзовский накапливал впечатления о народной хореографии. Не только личные впечатления очевидца послужили  основанием для его исследования. В списке библиографии к книге 96 публикаций, которые автор изучил. Большинство из них посвящены истории и культуре России.

В книге «Образы русской народной хореографии» мы находим большое число свидетельств о хороводах, обрядах, играх, праздниках и плясках на широком историческом материале от древней Руси до наших дней. Описываемые либо упоминаемые автором танцевальные образцы имеют обширную географию. Часто при описании того или иного явления Голейзовский сравнивает региональные особенности хореографического исполнения. Большинство наблюдений или указаний по поводу тех или иных танцев снабжены ссылками на место и время фиксации.

Заслуживает особого уважения отношение автора к предмету своего исследования. Книга пронизана чувством патриотизма и гордости за Россию. восхищения её народом. Своим исследованием Голейзовский утверждает художественную ценность и самобытность традиционной национальной танцевальной культуры.

«Но хореография русского народа и в рубище оставалась могущественной, неисчерпаемой и независимой», — восклицает автор, призывая нас присоединиться к его утверждению.

Труд К.Я. Голейзовского, «явившийся результатом многолетних изысканий, наблюдений, и размышлений», помогает «установить истинную природу и истоки русской народной хореографии» и знакомит с частью богатств.