Фольклорное дело

  • Корякское горловое пение (горлохрипение)
    Горловое пение (горлохрипение) коряков известно в виде  звукоподражаний голосам зверей и птиц. Как правило, они сопровождают персональные и групповые танцы на сезонных праздниках. Это пение содержит  локальные отличия, что отразилось и на их названиях: к’арг’айнгэтык (у карагинцев), г’амъг’иситъгрнг (у алюторцев), кыкарэткэн ~ карэтык (у паланцев), кукалйаайнганг (у чавчуванцев). Горловое пение (горлохрипение) создает сонорные образы “весенних ...
  • Обрядовый эвенский праздник «Эвидек» (Встреча Нового солнца и Нового года)
    В дни летнего солнцестояния с 21 по 24 июня эвены проводили  главный календарный праздник «Эвидек» – праздник Нового Солнца и Нового года. Этот цикл обрядов связан с их хозяйственно-бытовой деятельностью: рыболовство, оленеводство. Ритуальные действия обряда: танец по кругу (по солнцу) «Кын’гылн’ы», ритуальные действия с огнем (очищение). В этот период эвены встречались со своими родичами, угощали ...
  • Обряд первой рыбы
    Обрядовый праздник первой рыбы – календарный обряд как береговых, так и оленных коряков, приуроченный к началу рыболовного сезона, смысл которого – ритуальными действиями заманить рыбу в реки, чтобы обеспечить ее добычу в течение летне-осеннего сезона, а также достойно встретить первую рыбу. Все действия сопровождаются пением, танцами, игрой на бубне. Ссылка на описание объекта: http://www.kamcnt.ru/heritage/elektronnyy_katalog_obektov_nematerialnogo_kulturnogo_naslediya_kamchatskogo_kraya/765/
  • Ительменское плетение из травы
    Ительменское плетение из тувейки (прибрежной морской травы) является одним из древнейших видов традиционного  декоративно-прикладного художественного творчества. Из этого растительного сырья плели циновки, занавески, мешки, корзины для хранения пищевых запасов и предметов домашнего обихода, плащи. Часто эти предметы украшались орнаментами из крашенной растительным сырьем, нерпичьей шерсти и китовым усом, разделенным на узкие полоски.  Изделия из травы ...
  • День оленевода
    Испокон веков народы Севера собирались один раз в год на большие ярмарки. Со всех селений, стойбищ, кочевий съезжались северяне на праздник. Самые сильные и ловкие гонщики на оленьих упряжках стремились победить в соревнованиях, чтобы получить приз – белую важенку. Это считалось самой большой удачей. Ведь для оленевода белая важенка считалась символом богатства и счастья. В основу ...
  • Сюжетный подражательный танец «Чайка»
    Танец дошел до нас в традиционном виде, только в исполнении самодеятельных коллективов Камчатки, где этот вид искусства передавался из поколения в поколение. Это нам хорошо демонстрирует фольклорный ансамбль «Чекнитон» из с.Хаилино Олюторского района. Первые исполнительницы «Хаилинских чаек» в этом коллективе до сих пор учат уже не первое поколение молодежь этому танцевальному номеру. Танец исполняется вживую, ...
  • Обряд быстринских эвенов «Гулыдяӄ»
    Обряд охоты на медведя имеет несколько этапов, которые выполняются в особой последовательности с учетом всех запретов. Первый этап: выйти на след медведя – сделать пометки. Второй этап: подготовка к охоте – привлечение товарищей. Третий этап: выход на охоту – указание старшего охотника на выполнение правил осторожности – охота. Четвертый этап: свежевание туши – распределение добычи ...
  • Ительменский обрядовый праздник «Вскрытие реки «Каврал»
    Праздник вскрытия реки у камчадалов – это календарный обряд, посвященный начала сезона вылова рыбы, одного из основных продуктов питания для ительменов-камчадалов, ведущих оседлый образ жизни. Проводят его в начале весны, в период, когда на реке начинается ледоход.  В содержание праздника входит обряд жертвоприношения реке.  На одну из льдин клали рыбу и приговаривали, обращаясь к реке ...
  • Мифологические сказки о Вороне
    Основное содержание фольклора коренных жителей Камчатки – коряков (разных групп – чавчувенов-оленных и нымыланов-береговых), ительменов составляет мифологический эпос о Вороне. Ворон в ительменском фольклоре именуется Кутх, Кутха, а в корякском – Куткынняку, Куйкынняку. Мифологический Вороний эпос впервые был зафиксирован Крашенинниковым и Стеллером в XVIII веке и, как свидетельствуют наши контакты с коренными жителями Камчатки, сохранился до ...
  • Руководство ГЦРФ приняло участие в VI Международной научно-практической конференции «Этномузыкология: история, теория, практика»
    15 мая 2017 года руководитель Государственного центра русского фольклора Дмитрий Викторович Морозов и заместитель руководителя Екатерина Анатольевна Дорохова приняли участие в VI Международной научно-практической конференции учащихся, студентов и аспирантов «Этномузыкология: история, теория, практика», которая проходит в Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. В семинаре, посвященном вопросам сохранения и мониторинга нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, коллеги рассказали ...