Фольклорно-этнографические экспедиции в Октябрьский, Калачёвский муниципальные районы Волгоградской области (2022 г.)

 ГБУК «Волгоградский областной центр народного творчества» г. Волгоград, Пальгов Сергей Юрьевич ­— заведующий сектором нематериального культурного наследия отдела самодеятельного народного творчества.

Место проведения (населенный пункт, район, область):
с. Гончаровка Октябрьского муниципального р-на
Организация, проводившая экспедицию:
ГБУК «Волгоградский областной центр народного творчества»
Руководитель и участники:
Пальгов С.Ю., заведующий сектором нематериального культурного наследия отдела самодеятельного народного творчества, Бурдина Л.А., специалист по жанрам творчества отдела самодеятельного народного творчества
Информанты (ФИО, год рождения, по возможности)
Петрухина Валентина Петровна 1969 г. р.
Сроки проведения экспедиции
28 февраля 2022 г.

Краткое описание результатов экспедиционной деятельности

Точечная фольклорно-этнографическая экспедиция в с. Гончаровка Октябрьского муниципального р-на Волгоградской обл. состоялась в понедельник масленичной недели 28 февраля 2022 г. Состоялась видеозапись старинного восточнославянского обряда «Колодку вязалы», который традиционно проводится в селе обрусевшими малороссами.

Как известно, обычаи, связанные с бревном и «совершаемые с целью наказать и высмеять молодых людей и девушек, вовремя не вступивших в брак, известны в Словении и на словенско-хорватском пограничье, в западной и центральной Словакии, в центральной и юго-восточной Польше, на востоке и западе Украины, спорадически в Белоруссии и в западно- и южнорусских областях» [1, с. 227]. «Колодка» в многонациональную этническую культуру населения междуречья Волги и Дона привнесена украинцами, переселившимся сюда много веков назад.

Как утверждает советский и российский фольклорист-славист, этнолингвист, доктор филологических наук Татьяна Алексеевна Агапкина «обычаи волочения бревна воспринимались у славян почти исключительно как форма наказания безбрачия, а также иногда – как способ стимуляции супружества».

Сельские замужние женщины, взяв верёвку и чурбан (обрубок бревна), шли к неженатому парню, незамужней девушке, их родителям домой, и привязывали принесённое бревно к ноге. Хозяева должны были либо волочить его по комнате (по улице), либо откупаться, «проставляться». В течение дня этот обряд совершали в домах односельчан, где жили холостые парни и не решившиеся на брачные узы девицы. Это действо сопровождалось шутками, прибаутками, целью которых было убедить молодежь быстрее создавать семью. Собрав выкуп (водка, снедь), вечером начиналось пиршество, в котором участвовали все ходоки. В масленичном обходе дворов «Колодку вязалы» участвовали местные жители, которых организовала директор сельского дома культуры В.П. Петрухина.

В метропольных территориях к ноге привязывали бревно. В с. Поволжья в настоящее время бревно заменили на громкозвучащий предмет, например, металлический таз, ведро, корыто. Могли привязывать простой бант. В с. Гончаровка отмечают, что «колодка» – это женский праздник, на котором не должно быть мужчин.

Подчеркнем, что важными моментами обряда «колодки» («колодку тягалы», «колодку вязалы»), записанного нами у малороссов междуречья Волги и Дона, являлись ярко выраженное осуждение сельской общиной парней-холостяков, незамужних девушек, их родителей и традиционный для славянской традиции мотив «выкупа» («выручае», «налывають там 100 грамм»).

 

Место проведения (населенный пункт, район, область):
х. Ильмень-Суворовский Октябрьского муниципального р-на
Организация, проводившая экспедицию:
ГБУК «Волгоградский областной центр народного творчества»
Руководитель и участники:
Пальгов С.Ю., заведующий сектором нематериального культурного наследия отдела самодеятельного народного творчества,
Бурдина Л.А., специалист по жанрам творчества отдела самодеятельного народного творчества
Информанты (ФИО, год рождения, по возможности):
Котовская Анна Семеновна 1937 г. р.
Сроки проведения экспедиции:
26 апреля 2022 г.
Краткое описание результатов экспедиционной деятельности

Точечная фольклорно-этнографическая экспедиция в х. Ильмень-Суворовский Октябрьского муниципального р-на, состоявшаяся 26 апреля 2022 г., преследовала цель видеофиксации былинной песни «Как у князя было у богатого» от последней оставшейся в живых участницы местного фольклорного ансамбля Анны Семеновны Котовской.
В 2001 г. в х. Ильмень-Суворовский Октябрьского района был записан секстет местных самодеятельных певиц 1926–1937 гг. рождения (самой молодой певице – 64 года, самой старшей – 75 лет).
Из всего жанрового многообразия нами выделен былинный сюжет «Иван Гардинович» (в местной транскрипции – былина «Как у князя было у богатого».
В 1905 г. А. М. Листопадов зафиксировал вариант данной былины с названием «Ой, как у князя было у богатого. Богатырь Иван Гардинович едет свататься» от пожилых жителей ст. Суворовской (Суровикинский р-н Волгоградской обл.) [2].
Исполнители воспроизводят зачин былины, и сюжетно-поэтический мотив, выделяющий героя: «один не пьет, думу думает».

 

Место проведения (населенный пункт, район, область)
ст. Голубинская Калачёвского муниципального р-на
Организация, проводившая экспедицию
ГБУК «Волгоградский областной центр народного творчества»
Руководитель и участники
Пальгов С.Ю., заведующий сектором нематериального культурного наследия отдела самодеятельного народного творчества,
Рогожкина Н.А., специалист по жанрам творчества отдела самодеятельного народного творчества
Информанты (ФИО, год рождения, по возможности)
Руднева А.П. 1937 г. р.
Силичева В.А. 1941 г. р.
Кислова А.П. 1932 г. р.
Сроки проведения экспедиции
21 апреля 2022 г.

Краткое описание результатов экспедиционной деятельности

Точечная фольклорно-этнографическая экспедиция в ст. Голубинскую Калачёвского муниципального р-на Волгоградской обл. состоялась 21 апреля 2022 г. В ходе экспедиции состоялось знакомство с певческими традициями местного населения.
Голубинская основана не позднее 1593 года как казачий городок Голубой. Ряд авторов, однако, указывает годом основания 1607 год. В документах XVI-XVII веков неоднократно упоминается «Казачий городок Голубой» или «Городки Голубые». В ходе освободительного восстания Кондратия Булавина, 9 апреля 1708 г., близ ст. Голубинской состоялся бой между отрядом походного атамана Булавина и вышедшим из Черкасска «Главным войском», во главе с войсковым атаманом Лукьяном Максимовым, единомышленником Петра I. В итоге сражения, «войско усмирителей было опрокинуто и отступило. Булавин овладел станом его и всеми пушками». Уроженцем станицы Голубинской был Игната Фёдорович Некрасов (ок. 16601737), сподвижник и преемник Кондратия Булавина.

К сожалению, традиционных песен о казачьем атамане, об одном из активных участников Булавинского восстания (начало XVIII века), правой руке Кондратия Булавина, главном казаке-некрасовце, учредителе Некрасовской казачьей республики Игнате Федоровиче Некрасове уже никто не помнит.

Примечание
1. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т. А. Агапкина. – М.: Индрик, 2002. – 816 с.
2. Листопадов А.М. Песни донских казаков: В 5-ти томах. Т.1; ч. 1. – Былинные песни. – М., 1949. № 32. – С. 140-141.

Презентация 

Хутор Ильмень-Суворовский Октябрьского муниципального района Волгоградской области, былина «Как у князя у богатого»

Хутор Ильмень-Суворовский Октябрьского муниципального района Волгоградской области, Котовская Анна Семёновна (1937 г.р.), былина «Как у князя у богатого»

 

По материалам Отчетно-проектной сессии Д(Ц)НТ по итогам экспедиций 2022 года