В начале марта в Туле прошёл IV Всероссийский конгресс фольклористов, в котором приняли участие более 300 ученых и специалистов по народной культуре из 50 регионов России и 19 зарубежных стран. Наш собеседник – руководитель Центра русского фольклора ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова», член постоянной профильной комиссии по содействию развитию казачьей культуры Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, художественный руководитель народного хора Российской академии музыки им. Гнесиных Дмитрий Викторович Морозов.
Интервью руководителя Центра русского фольклора на портале «Музыкальный Клондайк»
– Дмитрий Викторович, завершившийся конгресс – первое крупное мероприятие, проведённое после объединения Государственного Российского Дома народного творчества и Центра русского фольклора. Что добавилось по сравнению с предыдущими конгрессами?
– IV Всероссийский конгресс фольклористов впервые проводился не в подмосковном пансионате, а в крупном региональном центре с богатыми культурными традициями, и таким образом этот научный форум стал заметным событием в жизни не только Тульской области, но и всей центральной России. Тула может гордиться большими достижениями в области поддержки традиционной народной культуры и стать примером успешной деятельности в этой сфере для других регионов нашей страны. В программе традиционно были представлены секции, посвящённые истории науки, декоративно-прикладному искусству и художественным ремёслам, современным исследованиям локальных фольклорных традиций, фольклорной несказочной прозы, музыкальному фольклору и этномузыкологии, языку и образному миру фольклора, народным верованиям, современному фольклору и межэтническим контактам, проблемам и перспективам изучения сказочной традиции, теоретическим аспектам фольклористики, авторскому праву, детскому фольклору и проблемам этнокультурного образования, эпическому наследию, проблемам актуализации фольклорных традиций. В этом году формат круглых столов расширили до дискуссионных площадок, на которых происходил интенсивный обмен мнениями авторитетных учёных по следующим темам: «народно-певческое искусство в XXI веке», «фольклор и визуальная антропология: от полевого материала к документальному фильму», «фольклор на экране» и «добровольческие инициативы и народная культура».
– В этом году расширилась география участников. Удалось ли послушать зарубежных коллег? Какие проблемы и вопросы их заботят в первую очередь?
– Наши коллеги из ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в работе большинства секций конгресса. Интересно, что объекты их исследований представляли не только традиционную культуру зарубежных стран; многие темы касались русских фольклорных традиций. В этом смысле особенно показательными стали доклады японских исследователей, посвящённые различным жанрам русского фольклора, народным верованиям и вопросам актуализации русской традиционной культуры.
– Я люблю повторять, что фольклор – это не жанр, а образ жизни. Секции и дискуссионные площадки конгресса охватывали самые разнообразные стороны этой увлекательной жизни. Но нас, прежде всего, интересует песенное, музыкальное творчество. Расскажите немного о работе секции «Народно-певческое искусство в XXI веке». Какие доклады, на ваш взгляд, были самыми актуальными?
– Дискуссионная площадка, посвящённая современному состоянию народно-певческого искусства, стала одной из самых заметных в программе конгресса. Она показала острый интерес к данной проблематике, существующий как среди практиков, так и в научных кругах. Формат этого заседания предполагал наряду с запланированными выступлениями свободный обмен мнениями, который и стал наиболее интересной чертой дискуссионной площадки. Она показала, что наиболее актуальными сейчас являются проблемы народно-певческого образования и обеспечения взаимодействия различных видов творческих коллективов: учебных, любительских и профессиональных. Важно использовать все возможности для такого взаимодействия, которые, безусловно, должны привести к взаимообогащению и дальнейшему продвижению в обществе всех существующих форм фольклорного музицирования.
– Ещё одна острая тема – это фольклор и СМИ. Постоянно приходится слышать о недостатке журналистского внимания к народному творчеству. Задам традиционные для наших людей вопросы: кто виноват и что делать? И надо ли менять ситуацию в принципе?
– Полагаю, что дефицит информации в этой области (а он существует) ни к чему хорошему не приведёт. Правоту этого мнения подтверждает активное обсуждение буквально каждого вопроса, касающегося традиционной народной культуры, её изучения, сохранения и особенно актуализации, в интернет-пространстве. Мы не должны забывать и о том, что перед нынешним поколением фольклористов стоит глобальная просветительская задача. Необходимо восполнить существующий в нашем обществе недостаток знаний о своих корнях, о традициях своих предков. В этой области существует очень много искажений и фальсификаций, которым пора положить конец. В противном случае следующие поколения россиян могут превратиться в толпу манкуртов, готовых уничтожить культурное богатство, переданное им многими поколениями предшественников.
– Многие коллективы работают на стыке аутентичного фольклора и его сценической интерпретации. Как не перейти грань, когда традиция становится «клюквенно-малинового» цвета, и то, что веками оберегалось, превращается в пародию?
– Необходимо руководствоваться знаниями и пониманием того, что является подлинной народной культурой, а что – фейком, её подделкой. Сценическая деятельность основана преимущественно на авторском художественном творчестве; это искусство, которое оценивается публикой, прежде всего, с эстетических позиций. Важно, чтобы авторское «я» создателей сценических программ было художественно убедительным и при этом не вступало в непримиримое противоречие с глубинными смыслами народной культуры.
– Государственная политика в области культуры в последнее время поворачивается в сторону народного искусства. К сожалению, то, что потеряно, уже не вернёшь, но смену воспитывать нужно. Какие аргументы вы бы привели молодым родителям, которые не знают в какой кружок или секцию записать своего ребёнка, чтобы они привели его именно в детский фольклорный коллектив?
– Традиционная народная культура во всех своих проявлениях несёт в себе мощное объединяющее начало. Именно оно является наиболее привлекательным для молодёжи, впервые погружающейся в ту среду, которую мы называем фольклорным движением. Совместное пение, танец, игра на музыкальных инструментах, овладение народными художественными ремёслами – все формы приобщения к традициям помогают юному человеку почувствовать себя защищённым, дают ему мощную поддержку, которая помогает преодолеть все сложности и испытания современной жизни.
– По итогам конгресса была принята резолюция. Назовите наиболее важные моменты, касающиеся большинства фольклористов.
– В резолюции были отмечены наиболее актуальные проблемы, требующие оперативного решения. Их достаточно много. Назову лишь некоторые: укрепление взаимодействия общественных и государственных структур в сфере сохранения и актуализации традиционной народной культуры, выраженного в конкретных проектах; неудовлетворительное состояние системы образования, связанной с подготовкой специалистов в данной сфере деятельности; незащищённость фольклорных архивных фондов, отсутствие у них соответствующего статуса, который должен быть закреплён в правовых документах.
– Выступления фольклорных коллективов – это практически всегда яркое и запоминающееся событие. Было ли в культурной программе Конгресса что-то новое, необычное для вас?
– На открытии IV Всероссийского конгресса фольклористов была показана концертная программа, подготовленная сотрудниками Объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма Тульской области. В концерте приняли участие коллективы, хорошо известные всем любителям народного искусства: «Вереница» (г. Тула), «Воскресение» (г. Липецк), «Роща» (г. Калуга), «Истоки» (г. Подольск). Большим подарком всем участникам Конгресса стало выступление хранительниц народных традиций – певиц из села Кузовка Богородицкого района Тульской области, которые исполнили несколько песен своего родного села.
Беседовала Елена ЖУКОВА