Дайджест журнала «Живая старина» за 2014 год

ЖС-3-2014В настоящем обзоре представлено содержание журнала «Живая старина» за 2014 год. Этот год стал для журнала знаменательным — возобновленной «Живой старине» исполнилось 20 лет. Редакция и редколлегия журнала благодарят всех, кто принимал участие в его жизни за эти два десятилетия, надеются на продолжение сотрудничества и ждут новых авторов и читателей.

Можно сказать, что ключевой темой журнала в прошедшем году стали фольклор и традиционная культура пограничных регионов и фольклорная регионалистика в целом. Так, фольклору русско-белорусского пограничья были посвящены отдельная рубрика в № 3 и ряд статей во всех остальных номерах. Материалы, записанные Топонимической экспедицией Уральского федерального университета на вологодско-костромском пограничье, легли в основу экспедиционной рубрики в № 3.

Первый номер за 2014 г. открыла рубрика «Мифология места в народной традиции», объединившая статьи о почитаемых, «страшных» и вообще значимых для народной традиции локусах. Д.В. Громов в статье «Места древних поселений Москвы и их фольклорная судьба» проанализировал мифологизацию древних городищ на территории современной Москвы: все эти места оцениваются народной традицией как опасные или проклятые. А.Г. Авдеев в статье «Чудо на могиле князя Даниила Московского: от агиографии к устному преданию» обратился к фольклорно-агиографическому мотиву, связанному с наказанием за кощунственное отношение к месту захоронения святого. В статье А.Б. Мороза был рассмотрен современный культ могилы московского юродивого Ивана Яковлевича Корейши, широко известного в ΧΙΧ в. О.В. Белова посвятила свою статью легендам о почитаемом «Блаженном камне» в Манявском ските (с. Манява Ивано-Франковской области, Украина), а В.А. Комарова — преданиям о «растущей вверх ногами» сосне (Велижский район Смоленской области), историю которой фольклорная традиция связывает с Отечественной войной 1812 г. и с Наполеном. И. Поведак (István Povedák) рассмотрел сакральные места в современной Венгрии: локусы католического паломничества; места, связанные с увековечиванием памяти о национальных героях и исторических событиях; священные места новых религиозных движений и эзотерические сакральные локусы.

Рубрика «Имя в фольклоре» была посвящена различным аспектам фольклорной ономастики: деревенским прозвищам — на материале Белоруссии (Г.И. Лопатин) и Архангельской области (А.Ф. Балашова), имянаречению (статья В.И. Рогачёва о старинном мордовском обычае давать невесте новое имя при вступлении в брак и статья С.Н. Амосовой о стратегиях выбора имени у советских евреев), ономастической языковой игре (статья М.В. Ахметовой о неофициальных названиях городов постсоветского пространства, омонимичных антропонимам).

В рубрике «Народная демонология» были представлены фольклорные материалы из украинского Полесья (статья Ю.С. Буйских о персонажах, которыми пугали детей) и из различных регионов России (публикация В.В. Запорожец, посвященная быличкам о колдунах). В.А. Черванёва рассмотрела такие жанры, как быличка и поверье, с точки зрения механизмов кодирования в них мифологической (демонологической) информации.

Рубрика «Фольклорно-этнографическая мозаика» объединила публикации об особенностях празднования Благовещения и о связанных с этим днем верованиях в Куйбышевском районе Калужской области (А.А. Иванова), о детских играх тофаларов, или тофов, — малочисленного тюркоязычного народа, живущего в Иркутской области (А.Д. Назаркин), о сказках, записанных от русского населения Прилузского района Республики Коми (Ю.А. Крашенинникова, П.А. Шахматская).

Рубрику «Архивная полка» составила статья С.М. Лойтер «“Послужи-ко, сын мой милый, Сталину-отцу…” (советские мифологемы в колыбельных песнях)», посвященная псевдофольклорным колыбельным 1930-х гг., в которых упоминались Сталин, колхозы, Красная армия, советская власть и т.д.

В экспедиционной рубрике был представлен материал из Вельского района Архангельской области — предания о мифологическом народе чудь, который народная традиция может ассоциировать с первобытными людьми или иноэтничными соседями (статья Ф.О. Орлова «Вельская находка: как чуди бегали за луком»).

Наиболее значительная по объему и по географической широте материала рубрика второго номера — «Народные легенды». Статья И.А. Бессонова «Содом и Ниневия в древнерусской книжности и фольклоре» была посвящена восходящему к Библии мотиву уничтожения Богом грешных городов и его рецепции русской книжной и фольклорной традицией. Библейские легенды белорусско-русского пограничья рассматривались Е.М. Боганевой (на материале Гомельской, Витебской и Могилёвской областей Белоруссии) и О.В. Беловой (на материале Велижского района Смоленской области России). Ряд этиологических легенд (в том числе носящих анекдотический характер) опубликовала В.В. Запорожец. П.Ф. Лимеров проанализировал космогонический сюжет о творении мира из яйца в фольклоре коми. В статье Ю.С. Буйских рассматривались украинские легенды о наказании за осквернение или разрушение церквей. Славянские и балканские мотивы в рассказах о строительстве церкви стали предметом анализа Е.А. Литвин (на материале, записанном среди албанцев Украины). К.И. Банца (Carmen Ionela Banța) рассмотрела взаимосвязь румынской легенды о происхождении вредоносного насекомого — колумбацкой мошки (Simulia Columbacensis) и эпической песни о богатыре Йоване Йорговане (Iovan Iorgovan). Предметом статьи О.В. Чёха стали греческие легенды ΧΙΧ—ΧΧ вв. об Александре Македонском.

Традиционная рубрика «Верования и обряды» содержала как обобщающие, так и узколокальные материалы. Т.А. Агапкина в статье «Прагматика и функции пасхального хлеба (региональный аспект)» рассмотрела народные представления и ритуальные действия с пасхальным хлебом в восточно- и западнославянской традиции. А.А. Плотникова представила этнографическое описание свадьбы 2013 г., которую ей довелось наблюдать в среде русских старообрядцев, живущих в селе Махмудия (Румыния). Г.И. Лопатин опубликовал материалы по народному календарю и традиционной магии, записанные в белорусской деревне Шерстин (Гомельская область).

В рубрике «Фольклор в рукописных источниках» рассматривались материалы «наивных фольклористов» ХХ в. — «мужские» частушки из рукописного собрания жителя Архангельской области (статья Ю.А. Крашенинниковой) и исторические предания из краеведческого конспекта жительницы г. Бологое Тверской области (статья М.В. Ахметовой).

Рубрика «Экспедиции» была посвящена традиции оформления российских кладбищ. А.Г. Кулешов представил описание типов кладбищенского декора в Селивановском районе Владимирской области в XIX—XX вв., а С.В. Мохов предложил интересную трактовку советско-российской традиции красить кладбищенские ограды в голубой цвет, изначально обусловленную социально-бытовыми условиями (в условиях дефицита приходилось либо использовать доступные средства — синьку или медный купорос, либо прибегать к хищению казенной краски).

Заглавной темой третьего номера была традиционная культура пограничных регионов. Его открывала рубрика, посвященная фольклору русско-белорусского пограничья. На материале Велижского района Смоленской области, граничащего с Белоруссией, А.Б. Мороз рассмотрел приуроченный к троицкому календарному циклу обряд украшения коров венками, Н.С. Петрова — мотив изгнания ведьм в песнях, приуроченных к дню Ивана Купалы, Н.В. Петров — рассказы о кладах и демонологических персонажах. Материалы, записанные в белорусских регионах, граничащих с Россией, легли в основу статей Е.М. Боганевой (о народной демонологии), Т.В. Володиной (о лечебных заговорах и народной педиатрии), Г.И. Лопатина (о лечебных, скотоводческих и бытовых заговорах) и В.А. Лобача (о мифологических текстах, связанных с легендарными персонажами-великанами — волатамi и асiлкамi).

Тема пограничных традиций была продолжена и в подборке экспедиционных материалов, записанных в восточной части пограничья Вологодской и Костромской областей. В публикациях анализировались топонимические предания о разбойниках (Е.Л. Березович, В.С. Кучко, О.Д. Сурикова), диалектная лексика, содержащая оценку человека с точки зрения его взаимоотношений с социумом (Т.В. Леонтьева), диалектные названия демонологических персонажей (Н.А. Синица).

В публикациях новой для «Живой старины» рубрики «Устная история: “эпоха кризисов”» звучали живые голоса тех, кто пережил драматические события ХХ—ΧΧΙ вв. — раскулачивание 1930-х гг. (на материале Южного Зауралья, статья В.П. Фёдоровой), фашистскую оккупацию во время Второй мировой войны и трудное послевоенное время (статьи И.Ю. Васильева на материале Кубани и Т.Б. Диановой на материале Ростовской области), вынужденное переселение (рассказы украинских и российских переселенцев из зон затопления, опубликованные в статьях И.М. Коваль-Фучило и О.В. Фельде), тяготы Гражданской и Великой Отечественной войн, предвоенного и послевоенного времени (воспоминания жительницы Красноярского края, опубликованные Л.В. Семенковой и О.В. Фельде).

Четвертый номер открывался рубрикой «Вещь — символ — знак». Л.А. Беляев в статье «Фляга патриарха Никона и ее европейские аналоги» описал принадлежавшую знаменитому русскому патриарху XVII в. глиняную флягу, выполненную в виде книги. Небольшая заметка А.Б. Мороза знакомила читателей с традицией украшения икон полотенцами-боговками в Велижском районе Смоленской области. На материале того же района Н.В. Петров обратился к локальному обряду — переносу особого креста в дом родственников умершего после похорон. Г.Р. Шагапова описала типы игры в волчок у разных народов мира и представила результат картографирования этой игры. О.В. Фролова рассмотрела грамматическую категорию одушевленности/неодушевленности в так называемых абстрактных (т.е. абсурдных) анекдотах.

Столетию с начала Первой мировой войны была посвящена рубрика «Первая мировая война в фольклоре». Е.Ю. Дубровская опубликовала два текста из архива Карельского научного центра РАН — новеллистическую сказку о солдате и «наивное» стихотворение об одном из эпизодов Первой мировой войны. Н.Г. Комелина представила подборку архивных частушек о войне, записанных в 1920-е гг. студентами известного этнографа Д.К. Зеленина. М.В. Строганов обратился к отражению Первой мировой войны в жестоком романсе. В статье О.М. Кузьменко рассматривались история собирания украинского фольклора Первой мировой войны и основные темы преданий, меморатов, песен и сказок на военную тему. Русские разножанровые тексты о войне (песни, предания, исторические анекдоты, былички, «наивная» литература) легли в основу совместной статьи С.В. Алпатова, О.В. Беловой и А.Б. Ипполитовой.

Статья С.М. Толстой «Великое дело Оскара Кольберга», опубликованная в рубрике «Из истории науки», была посвящена другой памятной дате — 200-летию со дня рождения выдающегося польского собирателя и исследователя фольклора.

Рубрика «Народная традиция и христианство» объединила публикации об отражении религиозно-церковной тематики в различных текстах — в рукописных памятниках XVIII—XX вв. (статья А.В. Пигина о старообрядческих сочинениях, обличающих чаепитие и использование самовара), в меморатах (публикация рассказов о быте священников, записанных В.В. Запорожец от молодой жены православного священнослужителя), в народной паремиологии (статья Н.А. Синицы, посвященная образу православного и католического священнослужителя в малых жанрах русского, украинского и польского фольклора), в смеховом фольклоре (статья Е.Б. Рашковского, посвященная песне о Ное и виноградной лозе, популярной в околоцерковной среде ΧΙΧ в.). А.А. Панченко обратился к проблеме взаимоотношения священника и колдуньи/знахарки в советский и постсоветский периоды.

Экспедиционную рубрику составили материалы, записанные этнолингвистической экспедицией Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ в украинском анклаве Самойловского района Саратовской области. В статье Е.Е. Левкиевской описывались неформальные религиозные лидеры — женщины, которые в советское время выполняли функции священников (крестили детей и отпевали покойников). Статья Н.Н. Рычковой была посвящена родильно-крестильной обрядности, а статья С.А. Зайковской — скотоводческой магии самойловских украинцев.

Кроме того, за прошедший год вышло 14 рецензий на монографии и сборники статей по фольклору, этнографии и антропологии, 2 обзора — российского журнала «Вопросы этномузыкознания» и американского журнала «Folklorica», а также 9 материалов научной хроники.

М.В. Ахметова