Вышел в свет первый том материалов III Конгресса фольклористов

Вышел из печати первый том материалов III Всероссийского конгресса фольклористов:

III Всероссийский конгресс фольклористов: Москва, 3–7 февраля 2014 г.: сб. науч. ст. в 5 т. Т. 1: Актуальные проблемы российской фольклористики / Сост. В.Е. Добровольская, Е.А. Дорохова, И.В. Дынникова, А.Б. Ипполитова. — М.: РОСКУЛЬТПРОЕКТ, 2017. — 400 c., илл.

В томе рассматриваются вопросы, связанные с проблемами и перспективами этномузыкологии, взаимодействием словесной и музыкальной составляющей в обрядовых практиках. В разделах сборника проанализированы различные аспекты изучения сказок, лингвистические подходы к анализу фольклорного текста, состояние эпического наследия России и другие актуальные проблемы современной фольклористики.
Издание предназначено для специалистов в области традиционной культуры, а также для широкого круга читателей, интересующихся фольклором.

СОДЕРЖАНИЕ

От составителей – 6–14

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е. А. Дорохова (Москва)
Этнокультурный билингвизм как предмет междисциплинарных исследований – 16–30

Л. А. Ефремова (Киев, Украина)
Народные песни зимнего обрядового цикла Житомирской и Хмельницкой областей (Полесье, Волынь, Подолье) – 31–42

В. Тончева (София, Болгария)
Традиционный песенный фольклор области Голо Бордо (Gollobordë), Албания – 43–52

А. В. Ромодин (Санкт-Петербург)
Феномен народного музыканта: проблемы и методы изучения  – 53–60

В. А. Лапин (Санкт-Петербург)
О некоторых проблемах исторической динамики локальных традиций – 61–65

Т. В. Краснопольская (Петрозаводск)
Традиционные импровизации финно-угорских этносов и вопросы формирования певческих стилей Российского Севера – 66–74

Н. Ю. Альмеева (Санкт-Петербург)
Песенные традиции волго-уральских татар в XXI веке: вопросы передачи исторических стилей интонирования – 75–84

Э. Р. Каюмова (Казань)
Специфика бытования жанров «книжного пения» в традиции чепецких татар – 85–97

М. А. Лобанов (Санкт-Петербург)
Некоторые эпизоды изучения народного многоголосия в России – 98–105

Я. П. Мироненко (Краснодар)
Песня про татарский полон и вопросы двух типов монодии – 106–114

СЛОВО И МУЗЫКА В ОБРЯДОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Е. Л. Тихонова (Улан-Удэ)
Комплекс святочной обрядности и реминисценции святочного обрядового фольклора в устных рассказах (по современным полевым материалам Западного Забайкалья) – 116–127

Л. Петрошене (Клайпеда, Литва)
Песни персонажей масленичного карнавала нищих, евреев, цыган: календарный фольклор Западной Литвы – 128–143

Л. Д. Дашиева (Улан-Удэ)
Обрядовые песни жизненного цикла в фольклоре западных бурят – 144–149

Ю. А. Крашенинникова (Сыктывкар)
Некоторые результаты систематизации русских свадебных приговоров – 150–160

ЯЗЫК ФОЛЬКЛОРА
М. А. Бобунова (Курск)
Печь в русском песенном фольклоре: опыт конкорданса одного слова – 162–170

И. С. Климас (Курск)
Своеобразие фольклорной антонимии  – 171–183

С. П. Праведников (Курск)
Наименование элементов пейзажа в архангельских былинах (взгляд с позиций фольклорной диалектологии) – 184–191

О. Д. Сурикова (Екатеринбург)
Семантика и функционирование без-конструкций в языке русского заговора – 192–204

Е. Н. Бекасова (Оренбург)
Топонимическая легенда как объект лингвистических исследований – 205–212

Г.-Р. А.-К. Гусейнов, А. Л. Мугумова (Махачкала)
Отражение взаимосвязей с соседними народами в бытовом и фольклорном языке терского казачества – 213–219

Н. А. Синица (Екатеринбург)
Образы служителей культа в текстах малых фольклорных жанров (на русском, украинском, белорусском и польском материале) – 220–228

К. В. Яданова (Горно-Алтайск)
Семантика лексемы ыйык в фольклорной традиции теленгитов – 229–234

Т. В. Леонтьева (Екатеринбург)
К изучению семантических связей между наименованиями мифологических персонажей и характеристиками людей – 235–246

ЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МИРА
В. В. Цыков (Торжок)
Былинный богатырь Костя Новоторженин и монголо-татарское нашествие в народных преданиях Тверского края – 248–251

Н. С. Барциц (Сухум, Абхазия)
Сходные сюжеты в абхазском героико-историческом эпосе (попытка составления указателя) – 252–254

А. М. Евлоева (Магас)
Народное театрализованное представление ингушей «Мустагударг» – 255–258

Э. Г. Рахимова (Москва)
Разнообразие художественных уподоблений отплывающей ладьи в рунах калевальской метрики – 259–274

А. А. Конунов (Горно-Алтайск)
Поэтика и стиль героического эпоса «Алтай-Буучай» – 275–283

А. А. Кузьмина (Якутск)
Локальные традиции якутского героического эпоса олонхо – 284–288

М. В. Станюкович (Санкт-Петербург)
О роли чужой культуры в формировании и сохранении эпической традиции. Филиппинские параллели к российским материалам – 289–302

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОЧНОЙ ТРАДИЦИИ
А. С. Лызлова (Петрозаводск)
Своеобразие водлозерской сказочной традиции – 304–311

В. Е. Добровольская (Москва)
Тверская сказочная традиция: история собирания и региональная специфика – 312–323

Р. П. Матвеева (Улан-Удэ)
Былинные реминисценции в русских сказках тункинской традиции – 324–329

С. П. Прокоп (Кишинев, Молдова)
Элементы русской сказочной традиции в фольклоре этнических сообществ Республики Молдова (на примере одной волшебной сказки) – 330–336

Н. В. Павлова (Якутск)
Структурно-семантический анализ текстов якутской сказки о чудовище Алаа Монгусе – 337–342

И. Жепниковска (Торунь, Польша)
Фольклорные сказки о верной жене и их соотношение с древнерусскими редакциями «Повести о купце» Беняша Будного – 343–352

Г. З. Имаева (Москва)
Внутренние монологи в сказках – 353–357

О. А. Мещерякова (Елец)
Языковые особенности портрета и его функции в волшебной сказке – 358–367

Г. Р. Хусаинова (Уфа)
Мифологические персонажи башкирской волшебной сказки:
антагонисты и помощники героя – 368–377

Р. Ямагучи (Кобэ, Япония)
«Подмененная невеста» и «жених-еретик»: связь между «смертью невесты» в причитаниях и «смертью жениха» в сказках на Русском Севере – 378–383

Н. И. Ефимова, Т. А. Золотова, Е. А. Носкова, Е. А. Плотникова (Йошкар-Ола)
Традиции сказки в самодеятельном и профессиональном творчестве молодежи – 384–393

Сведения об авторах – 394–398