11 мая 2017 года состоится заседание Дискуссионного клуба «Фольклор на сцене»

Очередное заседание Дискуссионного клуба будет посвящено сценическим репрезентациям фольклора, а также теме любительства и профессионализма в фольклорном исполнительстве. Заседание пройдет 11 мая 2017 года в 16.00 в Государственном центре русского фольклора по адресу: Турчанинов переулок, д. 6.

Казалось бы, сцена – удел профессионалов. Более того, в 1980-е – 1990-е годы коллективы этнографического направления, состоящие из непрофессиональных вокалистов, принципиально позиционировали себя как «несценические».

С тех пор прошло много лет, и ситуация в фольклорном движении заметно изменилась. Какое бы направление ни избрали для себя фольклорные коллективы: клубная работа, организация народных праздников, освоение локальных певческих, хореографических, инструментальных традиций – ни одному из них не избежать публичных выступлений. Если коллектив существует официально – он обязан периодически предъявлять результаты своей работы. Если это неофициальная группа – все равно рано или поздно у ее участников возникает непреодолимое желание поделиться с единомышленниками своими находками и достижениями.

Постоянно возникают группы, как профессиональные, так и любительские, развивающие традиции народного театра или создающие оригинальные театральные спектакли на основе этнографических сведений, словесного и музыкального фольклора.

Кроме того, на отделениях этномузыкологии многих музыкальных вузов появились профессиональные коллективы, проповедующие этнографически точное воспроизведение канонов музыкально-фольклорных традиций. Таким образом, сейчас в профессиональном исполнительстве существуют два «крыла», причем каждое из них нельзя считать абсолютно однородным. Отношения между ними выстраиваются достаточно многообразно. Еще сохраняются следы исторически сложившейся оппозиции народно-хорового и «этнографического» исполнительства, однако нельзя не заметить того, что эти сферы постоянно взаимодействуют, корректируют и взаимодополняют друг друга. Ситуация усложняется общей тенденцией к поискам нестандартных сценических решений, к различным экспериментам в области сценической деятельности исполнителей народной музыки.

На этом «поле» возникает множество вопросов:

  • Существуют ли обязательные правила сценической деятельности, обязательные для всех фольклорных коллективов – и для профессионалов, и для любителей? Если да, то каковы они?
  • Существует ли что-то, абсолютно недопустимое на сцене?
  • Какими должны быть идеальные формы публичных выступлений фольклорных коллективов этнографического направления?
  • Какими могут быть сценические формы репрезентации словесного фольклора?
  • Должны ли фольклорные коллективы учитывать вкусы и запросы публики, или же их задача – проповедовать свое видение традиционной культуры, не взирая на реакцию публики?
  • Следует ли считать строгую академическую форму лекции-концерта (или концерта без лекции) безнадежно устаревшей?
  • Есть ли границы для сценических экспериментов в фольклорном исполнительстве?
  • В чем сила и в чем слабость коллективов различных направлений как концертирующих ансамблей?

Своим мнением будут делиться лидеры профессиональных, учебных, любительских коллективов и российского фольклорного движения:

Елена Георгиевна Боронина — заведующая отделом актуализации нематериального культурного наследия ГЦРФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкознания МГГУ имени М.А. Шолохова, руководитель детской фольклорной студии «Оберег» ГБПОУ «Воробьевы горы»

Евгения Осиповна Засимова — заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующая кафедрой сольного народного пения МГИК, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Карагод»

Владимир Николаевич Иванов — руководитель ансамбля «Русская музыка»

Юрий Леонтьевич Колесник — руководитель отдела сольного и хорового народного пения колледжа имени Гнесиных

Наталия Васильевна Сербина — украинская певица, фольклорист, музыковед, исполнительница песен и псальмов на колёсной лире

Сергей Николаевич Старостин — заместитель руководителя по вопросам актуализации нематериального культурного наследия ГЦРФ, исполнительный директор правления Российского фольклорного союза

Фёдор Александрович Степовой — преподаватель народного танца, участник ансамбля «Оберег»

Марина Альбертовна Техова — заведующая отделом казачьей культуры ДК «Гайдаровец», специалист по традиционной культуре казачества Кубани, руководитель фольклорного ансамбля «Ладо»

Алексей Иванович Шилин — заслуженный работник культуры РФ, профессор МГИК, заведующий сектором хореографии ГЦРФ

Владимир Андреевич Царегородцев — профессор Российской академии музыки имени Гнесиных

Модератор заседания: руководитель Государственного центра русского фольклора, художественный руководитель народного хора Россйиской академии музыки имени Гнесиных, главный хормейстер МГМТФ «Русская песня» Дмитрий Викторович Морозов.

%d такие блоггеры, как: