РЕЗОЛЮЦИЯ 

ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ «ЦЕНТРЫ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ НА 2017–2020 гг.»

Участники Всероссийского совещания «Центры традиционной народной культуры и перспективы их развития на 2017–2020 гг.», представляющие Министерство культуры Российской Федерации, профильные учреждения культуры и образования 48 субъектов Российской Федерации, общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере сохранения и актуализации нематериального культурного наследия, отметили, что за последние 5 лет произошли следующие изменения в области сохранения и популяризации традиционной народной культуры.

Завершился период действия «Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы», утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 267.

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года №808 утверждены «Основы государственной культурной политики», в которых отражены вопросы сохранения и актуализации нематериального культурного наследия.

Министерством культуры Российской Федерации разработан и запущен в действие портал «Культура.РФ», на котором размещен электронный каталог объектов нематериального культурного наследия.

Вместе с тем, участники совещания выразили озабоченность:

неопределённостью статуса центров традиционной народной культуры, возникших в результате общественной инициативы;

слабостью материально-технической базы центров традиционной народной культуры, что затрудняет выполнение ими государственного задания, проведение фольклорно-этнографических экспедиций и других запланированных мероприятий;

сокращением финансирования и кадровыми проблемами центров традиционной народной культуры;

отсутствием модельных стандартов деятельности центров традиционной народной культуры, отвечающих стратегии государственной культурной политики в сфере сохранения и актуализации нематериального культурного наследия;

неудовлетворительным состоянием архивных фондов фольклорно-этнографических звукозаписей, их технической и правовой незащищённостью;

общей тенденцией сокращения объёма изучения национальных языков и литературы в государственной системе образования;

сокращения объема и ликвидации фольклорно-этнографической и диалектологической практики студентов в образовательных организациях;

в целом, состоянием работ по сохранению и актуализации нематериального культурного наследия в регионах и отсутствием координации этой деятельности.

Обсудив в ходе совещания указанные проблемы, участники решили:

1. В области государственной культурной политики:

1.1. Рекомендовать Минкультуры России:

а) разграничить на законодательном и административном уровнях сферы сохранения нематериального культурного наследия и развития народного самодеятельного художественного творчества;

б) разработать и реализовать программу мониторинга современного состояния традиционной культуры в регионах Российской Федерации;

в) разработать Концепцию сохранения и актуализации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на период до 2030 года;

г) усовершенствовать законодательную базу в области архивного хранения фольклорных записей, а также в области смежных прав на исполнение фольклорных произведений и создание звукозаписей фольклора;

д) сформировать систему экспертной оценки и поддержки деятельности органов исполнительной власти при подготовке технических заданий государственных контрактов в области нематериального культурного наследия, а также контроля их исполнения;

е) обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с просьбой ускорить процесс обсуждения законопроекта об охране нематериального культурного наследия.

2. В области поддержки деятельности центров традиционной народной культуры:

2.1. Рекомендовать Минкультуры России:

а) создать трёхуровневую сеть центров традиционной народной культуры, включающую федеральный, региональный и муниципальный уровень, разработать модельные стандарты их деятельности, включить в сеть профильные подразделения научных и образовательных организаций различного уровня, в которых проводится сбор, изучение и внедрение сведений об объектах нематериального культурного наследия;

б) поручить ФГБУК «Роскультпроект» методическую и информационную поддержку центров традиционной народной культуры в регионах;

в) дополнительно включить в федеральную целевую программу мероприятия по поддержке центров традиционной народной культуры и профильных подразделений научных и образовательных организаций, укреплению их материально-технической базы, а также соответствующие ключевые показатели.

 2.2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять меры по приостановке закрытия региональных и поселенческих центров традиционной народной культуры;

б) включить в государственные (муниципальные) задания центров традиционной народной культуры и профильных подразделений научных и образовательных организаций виды деятельности, учитывающие их многофункциональность и социальную значимость: «формирование фондов объектов нематериальной культуры и предметов традиционного народного быта», «проведение фольклорно-этнографических экспедиций», «научно-исследовательская деятельность».

3. В области подготовки кадров для работы в центрах традиционной народной культуры:

3.1. Рекомендовать Минкультуры России и Министерству образования и науки Российской Федерации:

а) выделить целевые места в организациях высшего и среднего профессионального образования, реализующих профильные образовательные программы, по специальностям подготовки специалистов региональных центров традиционной народной культуры;

б) создать систему стажировки специалистов по сохранению и актуализации нематериального культурного наследия на базе профильных подразделений научных центров и образовательных организаций высшего образования, организовать в них курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;

в) учитывая чрезвычайную государственную значимость опыта по сохранению нематериального культурного наследия в Вологодской области, возобновить в Вологодском государственном университете подготовку кадров по направлению 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», профиль «Этномузыкология» с выделением контрольных цифр приёма (КЦП) на 2018-2019 гг. в объёме 8 человек.

4. В сфере сохранения и актуализации нематериального культурного наследия:

4.1. Рекомендовать Минкультуры России:

а) включить в федеральную целевую программу раздел по сохранению и актуализации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и поддержки центров традиционной народной культуры;

б) продолжить работу по пополнению «Электронного каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с размещением материалов на портале «Культура.РФ»;

в) закрепить за ФГБУК «Роскультпроект» функции федерального координационного центра сохранения и актуализации нематериального культурного наследия;

г) поручить ФГБУК «Роскультпроект» выпуск ежегодника «Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации»;

д) разработать содержание услуги по сохранению, восстановлению и актуализации нематериального культурного наследия и внести ее в базовый отраслевой перечень государственных (муниципальных) услуг;

е) способствовать выделению региональных грантов на издание материалов по нематериальному культурному наследию.

4.2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) разработать региональные программы изучения, сохранения и актуализации нематериального культурного наследия с учётом современных культурных стратегий.

4.3. Рекомендовать Центрам традиционной народной культуры России:

а) для координации работы зарегистрироваться на сайте Государственного центра русского фольклора, по электронному адресу http://www.folkcentr.ru/;

б) включиться в деятельность создаваемого общероссийского движения по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

г.  Москва

16 февраля 2017 года