XI Всеросcийский семинар-практикум по казачьей песне «На речке Камышинке»

Камышинка2С 5 июля по 11 июля 2014 г. на турбазе «Сокол» (г. Волжский Волгоградской области) проходил XI Всеросcийский семинар-практикум по традиционной казачьей песне «На речке Камышинке». Семинар проводился Российским фольклорным союзом совместно с Государственным центром русского фольклора при участии Филармонии г. Волжского. Традиционно участие в семинаре принимают фольклорные казачьи коллективы, руководители и участники фольклорных ансамблей и все желающие.

Камышинка 7

Занятия семинара вели опытные педагоги, хормейстеры и руководители фольклорных ансамблей: О.Г. Никитенко (ансамбль «Станица», Волгоград), А.С. Кабанов (музыковед-фольклорист, руководитель Ансамбля-лаборатории «Камышинка», Москва), И.Е. Петров (Клуб и Школа-студия традиционной казачьей песни, С-Петербург-Москва), В.Н. Скунцев (ансамбль «Казачий Кругъ»), О.С. Васильева (старший преподователь кафедры традиционной культуры Волгоградского института культуры), Е.А. Галустов (инструктор по боевому плясу казаков), В.В. Путиловская (руководитель ансамбля «Покров»), А.П. Сандалов (инструктор по боевому казачьему плясу).

60
Сандалов А.П. обучает группу боевому плясу

Более 100 слушателей семинара усовершенствовали знания о традициях казачьего пения, освоили песни разных жанров, познакомились с различными методиками воссоздания локальных традиций казачьего пения, поработали над техникой звука (дыхание, диалектные особенности, звукоизвлечение, интонирование).

kabanov_kamushinka
Кабанов А.С. и Путиловская В.В.

Организатор и руководитель семинара – заведующая научно-методическим отделом ГРЦРФ Ольга Александровна Ключникова рассказала, что название семинара пошло от исторической казачьей песни – «Как на речке было, на Камышинке», в которой рассказывается о том, как собирались казаки с разных земель во единый круг и думу думали – кому из них атаманом быть, чтобы вести казаков на освоение новых земель Сибири. Песня состоит из 44 куплетов, причем каждая из строф очень длинная. Реконструировал текст А.С. Кабанов.

Камышинка4
Скунцев В.Н. с группой

Теперь песня из года в год поется в самых разных вариациях, составах, при ее исполнении А.С.Кабанов выдвигает различные экспериментальные задачи.

Кроме того, в этом году состоялось несколько мастер-классов. В частности, была подготовлена программа обучения всех желающих боевому плясу и фланкировке шашкой, которую вел А.П. Сандалов. В.В. Путиловская на семинаре «Девочка, девушка, женщина» развернуто рассказала о традиционном казачьем женском костюме. Девушки из ансамбля «Покров» продемонстрировали свои наряды, которые показывали разные возрастные категории и статусы женщин и каким образом изменялись костюмы при переходе из одного статуса в другой. В.Н. Скунцев провел очень интересный мастер-класс по традиции казаков-некрасовцев – исполнялись духовные стихи, былины.

Камышинка5
Путиловская В.В. рассказывает о традиционном казачьем женском костюме

Впервые в этом году на семинаре стали исполнять Голымбу – традиционный казачий хоровод. Он достаточно широко известен благодаря казакам-некрасовцам, сохранившим эту традицию. Полный текст Голымбы реконструировал А. С. Кабанов. На первый взгляд текст кажется очень простым, однако, по словам О.А. Ключниковой, он наполнен народной мудростью. «Изначально появилась идея исполнить что-то мирное, древнее, старинное, не связанное с войной. Так в нашем репертуаре появилась Голымба. Это очень интересный глубокий текст. Семинар «На речке Камышинке» всегда заканчивается итоговым показом – группы демонстрируют, в чем они преуспели за 5 дней. Впервые Голымба завершила наш итоговый концерт. Хоровод повели прямо по Волжскому парку, по лужайкам, текст и движения мы выучили заранее. Это было впечатляюще», – рассказала О.А. Ключникова.

Камышинка6
Голымба

 

41