Репертуарный сборник армейской художественной самодеятельности

Пляска донских казаков в постановке И. Петренко. Репертуарный сборник армейской художественной самодеятельности. — М.: 1951. — 31 с.

Мужская казачья пляска является одним из наиболее ярких и самобытных явлений отечественной традиционной хореографической культуры. В силу ряда объективных и субъективных причин казачья пляска в ХХ веке подверглась большому разрушению. Диструктивные процессы проходили не одномоментно, а постепенно. По этой причине больший интерес представляют ранние публикации материалов.

«Пляска донских казаков» в постановке И. Петренко, опубликованная в Репертуарном сборнике для армейской художественной самодеятельности (Москва, 1951) — первое известное нам описание мужской казачьей пляски. Грамотно и  полно записал танец Ф. Денисов. А. Зайцева выполнила 47 подробных рисунков движений танца. К танцу дано выполненное для баяна переложение «Донского казачка» (автор и переложения и записи музыки неизвестен).

Описание танца включает в себя две части: описание мизансцен, перестроений и описание движений. Композиция танца довольно проста и напоминает строевые фигуры. Не случайно автор предлагает вносить в нее изменения на свое усмотрение.

Особенно интересно описание движений, многие из которых могли исполняться в быту. Для большой части плясовых «колен» требуется основательная физическая подготовка и тренировка, что вполне соответствует казачьей традиции. Вызывают сомнения парные движения, так как сложно представить, в какой ситуации народного гуляния в станице могли бы казаки вдвоем выполнять описываемые трюки.

Хотим обратить внимание на плясовые движения с бубном. О них упоминали  народные исполнители  в наших фольклорных экспедициях, но их не приходилось видеть у современных танцоров. К сожалению, постановщик не включил в перечень движений пляску с нагайкой (плеткой). По утверждению самих казаков, нагайку часто использовали в пляске.

В последнее время казачий песенный и танцевальный репертуар стал более востребованным у фольклорных, танцевальных коллективов и зрителей.  Однако обращает на себя внимание бедность танцевальной лексики, скудость не очень «достоверных» и органичных движений. Надеемся, что описанные в 1951 году в «Пляске донских казаков» движения обогатят танцы фольклорных и хореографических казачьих коллективов.