Постоянно действующая Школа на Дону. Предварительные итоги

Идею постоянно действующей экспедиции еще в 1990-х годах обозначил А.С. Кабанов. Суть проекта заключается в осуществлении постоянных поездок в одни и те же населенные пункты определенного этнокультурного региона с целью «постоянного воздействия экспедиционной работы на сельскую традицию».

Объектом нашего исследовательского интереса с 2012 года стала традиция хоперских и бузулукских казаков (территория Хоперского округа Войска Донского).

В 2012 году в экспедиционной поездке участвовали студенты кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных, затем в 2013 году к экспедиции присоединился Фольклорный ансамбль Кафедры хорового и сольного народного пения Российской академии музыки имени Гнесиных, занимающийся реконструкцией песенной традиции ст. Усть-Бузулукской и х. Яминского Алексеевского района Волгоградской области. С 2014 года к Школе на Дону присоединяется Фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница» (г. Самара). Поездки начинают проводиться 2-3 в год. В 2015 году проект «Школа на Дону» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации был включен в Федеральную целевую программу «Культура России 2012­–2018 годы». В этом же году к экспедиционной деятельности подключаются участники местных фольклорно-этнографических ансамблей и студенты Волгоградского института искусств и культуры, а также специалисты по фольклористике и этнографии Государственного центра русского фольклора, что придает исследованиям комплексный характер. В 2016 году в осенней поездке принимают участие студенты и преподаватели Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

Чему способствует проект?

  1. Детализации фиксируемого материала;
  2. Актуализации песенного репертуара, переходу из пассивной памяти в активную;
  3. Росту престижа местного фольклорного ансамбля у населения;
  4. Активности в муниципальных центрах казачьей культуры;
  5. Увеличению постоянных слушателей концерта-встреч;
  6. Росту интереса со стороны молодежи;
  7. Выявлению закономерностей изменений в песенной традиции в ходе экспериментов при фиксации материала.

Каковы промежуточные результаты?

  1. Фиксация и описание объектов нематериального культурного по традиционной культуре ст. Усть-Бузулукской и х. Яминском;
  2. Реконструкция традиционного праздника «люлейка»;
  3. Составление плана монографического описания традиций ст. Усть-Бузулукской и х. Яминского;
  4. Организация совместного с ГЦРФ и администрации Алексеевского р-на издательского проекта по краеведению и традиционной культуре;
  5. За 5 лет обследовано 56 населенных пунктов, зафиксировано более 500 песенных образцов, описания обрядов календарного и свадебного циклов.

Карта экспедиций Школы на Дону

 

Материал подготовлен руководителем ГЦРФ Д.В. Морозовым