Экспедиции в Судогодский район Владимирской области

Татьяна Афанасьевна Сорокина (Грошикова), 1925 г.р., из с. Мошок Судогодского р-на Владимирской обл. Фото В.Г. Смолицкого

Исследование фольклора и традиционной культуры Судогодского района Владимирской области проводилось в 1994-1997 гг. в рамках сотрудничества ГРЦРФ с экспериментальным курсом Владимирского отделения Московского государственного университета культуры. Программа обучения предусматривала проведение студенческой фольклорной практики. Сотрудники Центра совместно со студентами, сотрудниками Владимирского областного центра народного творчества и отдела культуры администрации Судогодского района организовали и провели несколько обучающих фольклорных экспедиций. Кроме того научные сотрудники Центра на протяжении четырех лет проводили комплексные исследования традиционной культуры Судогодского края. За четыре года участниками экспедиций было записано около 15 тысяч единиц фольклорных текстов самых разных жанров, проведены выявление и фотофиксация предметов народного быта, образцов декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел.

За время экспедиций были обследованы 10 из 12 сельских советов Судогодского района. Собиратели работали с местным населением разных возрастных групп, проживающим как в крупных населенных пунктах, так и в малолюдных деревнях.

Ефимия Григорьевна Падкина, 1909 г.р., из с. Гонобилово Судогодского р-на Владимирской обл. Фото А.Г. Кулешова

Состояние фольклорной традиции края представляет собой сложную и неодназначную картину, которая характеризуется затуханием и исчезновением  одних жанров народной культуры, активным бытованием других, возникновением и формированием третьих.  Во время экспедиций было записано  много образцов фольклорной классики, которая практически не несет примет нового времени. Это магико-заклинательные действия, свадебные обрядовые песни, родильный и похоронный обряды. Были зафиксированы произведения с элементами влияния современности на традиционную систему  образов, стиля, лексику. Отмечены и новообразования – новые произведения, а также новые сюжеты и темы, возникшие в рамках продуктивных жанров фольклора. Это прежде всего частушки и народная проза, в которых традиционные сюжеты и формулы дополняются и видоизменяются в духе современных этических и эстетических представлений. В целом, в экспедиционных материалах  преобладают жанры  с традиционными формами варьирования сюжетов, которые могут рассматриваться как часть общерусской традиции. Местная специфика проявляется в сюжетном составе бытующих песенных и прозаических жанров. Варианты позволяют продемонстрировать  не только общерусские черты, но и региональную специфику, и местное своеобразие фольклорной традиции.

В устно-поэтической традиции не только сохраняются, но и активно живут многие традиционные фольклорные жанры. В то же время многие фольклорные тексты испытывают на себе влияние массовой культуры и литературы, следствием чего является создание новых фольклорных произведений.

Ефимия Григорьевна Падкина, 1909 г.р., из с. Гонобилово Судогодского р-на Владимирской обл. Фото А.Г. Кулешова

Совершенно иная ситуация сложилась в области народных ремесел и промыслов.  В конце 1990-х гг. лишь отдельные мастера могли сделать наличники в соответствии со старой технологией; некоторые умельцы еще гнули дуги и делали сани, занимались бондарным производством, но уже никто не мог сделать прялку или ткацкий стан. Лапти плели лишь для туристов, практически полностью прекратилось плетение корзин. Лишь единицы могли украсить трубу ажурным дымником или сделать отливы для дома. И уже никто не владел мастерством обработки известняка – белокаменной резьбой – которой так славились эти места. Половики ткали многие мастерицы, некоторые не только пряли шерсть, но и сучили лен. Сохранялись традиции вышивания и вязания крючком.

Хуже всего в Судогодском районе сохранился музыкальный и инструментальный фольклор. Лишь наиболее пожилые исполнители смогли вспомнить напевы усеней и масленичных закличек, лирических протяжных, игровых и плясовых песен. Несколько свадебных песен исполнил хор  д. Овцыно, но в записях преобладает одноголосное исполнение.

Сказка «Лиса и журавль» в исполнении Е.Г. Падкиной, 1909 г.р., из с. Гонобилово Судогодского р-на Владимирской обл. (1996, АЦРФЭ)

 

Рассказ о колядовании и колядка в исполнении Клавдии Ивановны Романовой,1915 г.р., д. Заястребье Судогодского р-на Владимирской обл. (1996,  АЦРФЭ-804)

 

Рассказ о запрете работать на Благовещенье в исполнении Анны Петровны Романовой, 1926 г.р., из д. Степаново Судогодского р-на Владимирской обл. (1996 , АЦРФЭ-809)

 

Рассказ Анны Ивановны Прокофьевой, 1926 г.р., из д. Бахтино Судогодского р-на Владимирской обл. о кострах и гуляньях на Масленицу (1997, АЦРФЭ 466)

 

Рассказ о первом выгоне скота, легких днях и магических действиях Егорьева дня в исполнении Риммы Ивановны Белкиной, 1930 г.р., из с. Картмазово Судогодского р-на Владимирской области (1997, АЦРФЭ -466).

 

Заговор от плакуна в исполнении Любови Ивановны Гариной, 1941 г.р., д. Непейцыно Судогодского р-на Владимирской обл. (1996, АЦРФЭ – 1046).

 

Заговор на ячмень в исполнении Ольги Владимировны Карповой, 1925 г.р., из д. Карпово Судогодского р-на Владимирской обл. (1994 АЦРФЭ-652, 654).

 

Сказка «Медведь и три сестры» («Бур-Яга») в исполнении Галины Петровны Шумиловой, 1932 г.р. из с. Гонобилово Судогодского р-на Владимирской обл. Государственный республиканский центр русского фольклора. (1996, АЦРФЭ – 488)

 

Сказка «Дед, баба и волк» в исполнении Нины Ивановны Ефимовой из д. Темерево Судогодского р-на Владимирской обл. Государственный республиканский центр русского фольклора.(1996 АЦРФЭ – 658).

Г.В. Барсков около своего дома. Дер. Новая Фабрика, Судогодский р-н. Фото А.Г. Кулешова
Дом в д. Новая фабрика, Судогодский р-н. Фото А.Г. Кулешова
Дом в д. Новая фабрика, Судогодский р-н. Фото А.Г. Кулешова
Дом в центре Судогоды. Фото А.Г. Кулешова
Дом Г.В. Барскова в д. Новая фабрика, Судогодский р-н. Фото А.Г. Кулешова
Замок Храповицкого, Судогодский р-н. Фото А.Г. Кулешова