Марианна Обоева. Формирование коллекции народной игрушки и проблемы ее классификации. Доклад на III Конгрессе фольклористов

Разницу в понятиях «коллекционирование» и «собирательство» можно определить через наличие или отсутствие принципов построения коллекции. «Собирательство» приводит к составлению ряда объектов в зависимости от вкусовых пристрастий собирателя, без особых целей и установок. Единственный критерий: «нравится – не нравится» (стр.1 презентации).
Полноценная коллекция выстраивается в соответствии с определенной логикой, можно сказать, по неким правилам. Эти принципы можно назвать ограничивающими (позволяют существовать коллекции в определенных рамках) или структурообразующими (показывают направление развития коллекции).
Собирание предметов искусства на серьезном уровне не может происходить без осмысления материала, без проведения научных изысканий.
В оценке актуальности определенной классификации, необходимости создания новой или ее устаревании заложена информация, похожая на ту, которой руководствуются коллекционеры при покупке вещей в свое собрание. Собственно, наличие точки зрения коллекционера как метода отбора предметов – уже один из принципов формирования коллекции. В этом случае поставленные в один ряд предметы обретают новые связи и новые смыслы.
Бывает также, что коллекция складывается в результате работы над определенной темой, т.е. создание коллекции, ряда предметов, объединенных общими качествами, может быть следствием таких исследований (стр.2 презентации).
Сама тема, название коллекции, ее обозначение – «народная игрушка» – хоть и прекрасна в своей лаконичности, не является исчерпывающей и не требующей дополнительных сведений. Каждое слово начинает собой список пунктов исследовательского интереса (стр.3 презентации).
Если мы говорим о коллекционировании народной игрушки, то одна из основных сложностей в формировании такого собрания связана с неопределенностью термина «игрушка» по отношению к предметам народного творчества.
О размытости границ между ритуальным объектом, детской игрушкой, интерьерной вещью много написано, рассуждениями на эту тему начинается почти каждая книга о народной игрушке, поэтому нет смысла в данной статье подробно останавливаться на этом вопросе.
Приведем несколько примеров (стр.4 презентации).
Плетеные корзиночки, так похожие на предмет для игры, служат в Мексике в качестве подсвечников или наполняются ритуальными подношениями в День мертвых.
Мексиканские скульптурные ретабло, декорирующие шкатулки, или украшающие жилье – это трансформация алтарных образов, о чем недвусмысленно говорит название, а также наличие сюжета Рождества среди бытовых сцен.
В Индии известны глиняные повозки, которые, будучи не освященными в храме, служили детскими игрушками, но при проведении обряда, получали совсем другой статус – священного предмета. Таким образом, разница между игрушкой и храмовым объектом заключается не в форме вещи или в каких-то других знаках, а только в наличии церемонии.
Также можно вспомнить о существовании предметов шуточных, игровых, но взрослого обихода, не из детской. В последнее время все чаще предпринимаются попытки обособить жанр игровых форм для взрослых.
В некоторых исследованиях также выносятся в отдельную категорию предметы для игры (например, бабки, бирюльки).
Любопытно отметить редко озвучиваемый, но присутствующий сегодня принцип невключения в коллекцию народной игрушки композиций, крупных форм даже знаменитых, признанных мастеров, т.к. этими предметами утрачено игровое назначение.
Весьма отдаленное отношение к игрушке, аллегорически используя слово «игра», существуют куклы театра – ростовые, марионетки и т.д.
Таким образом, нужно решать вопрос: помещать ли в коллекцию вещи, формой подобные игрушке, но иные по функции. И применим ли к этим вещам термин «игрушка».
При анализе существующих классификаций игрушки вообще, и, в частности, народной, обращает на себя внимание то, что само определение темы коллекционирования или исследования требует систематического обновления. Можно пронаблюдать изменение дефиниций в профессиональном дискурсе. При анализе текстов, посвященных народной игрушке, видно, как постепенно уходит слово «крестьянская». Слову «игрушка» все чаще тоже пытаются найти замену: «фигурка» (вероятно, по аналогии с распространенным в английском «figurine» — статуэтка), «мелкая пластика» (или этот же термин, но приспособленный вне искусствоведения — «скульптурка»).
Другая проблема состоит в определении «народный» и пересечении смыслов с понятием «авторский» (стр.5 презентации).
Здесь слово «народный» необходимо прочесть как «традиционный». В условиях традиции авторское своеобразие, авторское художественное прочтение существует строго в рамках канона. А «авторская» игрушка создается, как известно, считаясь только с фантазией художника.
Для выявления принципов классификации народной игрушки необходимо определиться с тем, что считать традицией в этом виде народного творчества.
Самый строгий подход (по сложившимся у коллекционеров представлениям) требует наличия следующих параметров:
традиционный сюжет, форма, учитывается также размер игрушки,
традиционные технологические особенности, традиционный способ создания вещи,
использование местного материала, учет его особых свойств,
каноническое декорирование,
мастер либо потомственный, либо учившийся у потомственных мастеров; при этом не допускается, если мастер живет не на месте промысла (стр.6 презентации).
Конечно, под влиянием времени, с изменением функций предметов, с изменением условий существования, как мастеров, так и потребителей игрушки, любые правила подвергаются корректировке.
В ряде стран вообще нет четкого разграничения – народная или авторская игрушка. Например, в Италии, в г.Чезуна проводится конкурс среди мастеров глиняной свистульки, и, несмотря на наличие в конкурсе различных номинаций – отдельно для традиционной и авторской свистульки, — допускается весьма вольная трактовка традиции (стр.7 презентации).
И все-таки коллекционеры называют «традиционность» одним из главных принципов отбора предметов (имеется в виду коллекционирование народной игрушки, ведь существуют и другие темы, например, «Авторская игрушка на основе народной», хотя и здесь мы видим важность в определении термина «традиция»).
Народная игрушка – жанр меняющийся, развивающийся. Если мы согласимся с этим высказыванием, допустим метаморфозы внутри явления в связи с изменениями условий его существования (новый статус мастера, современный рынок, изменение потребителя, функции предмета и т.д.), то нужно выстроить отношение к таким явлениям, как:
копия, в том числе, музейная;
ученическая работа;
реплика – близкая к оригиналу или с отклонениями от него;
авторизованная игрушка – отступление от канона, но с сохранением определяющих свойств предмета;
воспроизведение формы (в том числе, по воспоминаниям, изображениям, рассказам) (стр.8 презентации).
Кроме этого большинство современных коллекционеров используют следующие принципы для формирования своих собраний:
отбор по времени создания (игрушка определенного периода. Это связано часто с периодом творчества значимых для промысла мастеров.),
по материалу (причем подавляющее большинство таких коллекций отводится глиня-ной игрушке),
по типу игрушки (например, только свистульки) и т.д.
по географическому принципу (например, только игрушка Испании),
по отдельным промыслам, и т.п. (стр.9 презентации).
Некоторые подходы более популярны, чем другие.
При следовании принципу отбора по материалу часто возникают сложности с отнесением к какой-либо категории. Примером может служить игрушка индийского штата Раджастан. Основа – корпус, голова куклы — деревянная, руки и одежда тряпичные. К чему отнести эту игрушку – к деревянной или тряпичной кукле? Для сравнения: соединены материалы в устройстве русской куклы на ложке, относимой, тем не менее, к тряпичной кукле (стр.10 презентации).
Еще сложнее с материалами, подобными в работе глине. Материал, само вещество, диктует способы и методы работы (у глины это – лепка), и эти методы могут объединять пластически, формообразующе, разные материалы. Поэтому разница визуальная между глиняной и земляной игрушкой (например, Китая) бывает незначительной. Даже в музейных этикетках в подписях к земляной игрушке (земля с добавлением бумаги) можно увидеть слово «глина» (стр.11 презентации).
Лепка как способ формирования вещи заставляет задуматься о включении в коллекцию глиняной игрушки фигурок из соленого теста и других подобных материалов.
Если упор делается на каноничность, типичность игрушки для определенного места, то принцип отбора по материалу слишком сдерживает развитие коллекции, т.к. возникает желание учесть характерное для данной среды «сырье» для игрушек. Так, например, для Мексики типичны игрушки из пальмовых листьев или смеси гипса с тертым картофелем.
Любое допущение начинает разрушать принцип «одного материала» (стр.12 презентации).
Структурообразующие принципы могут, конечно, объединяться. Существуют известные, крупные коллекции, чья тема: глиняные свистульки (отбор по материалу и типу игрушки). Таковы, к слову, коллекции Рольфа Мари (Германия), Джанфранко Валенте (Италия), Исаака Кушнира (Россия) (стр.13 презентации).
Популярность этого подхода имеет очевидные причины: ясность, определенность принципа собирания, распространенность этого типа игрушки в мире (наличие практически в любой культу-ре), разнообразие форм и сюжетов, относительная легкость классификации, эффектность этого ти-па игрушки.
Распространенным является отбор по географическому принципу. Его можно трактовать очень узко, так, для коллекционеров Италии и Германии типично сконцентрировать свое внимание только на одном промысле.
Следующим уровнем, вероятно, следует считать ограничение в пределах одной страны. Это также очень частый принцип. Сейчас русские коллекционеры нередко ограничиваются российской игрушкой, также как ранее чаще всего можно было встретить собрания игрушки советских республик (стр.14 презентации).
Объясняется это, в первую очередь, относительной доступностью народного искусства республик в советское время.
Невозможность в Советском Союзе собирания игрушек всего мира, объясняется, конечно, закрытостью страны. Привоз предметов был случайным, литература отсутствовала, атрибуция того, что попадало, была сложной из-за недостатка информации.
Минус такого подхода: получаем только перебор предметов, ряд с неопределенной внутренней структурой, состав из отдельных подколлекций (стр.15 презентации).
Как только это стало возможным, в России стали создаваться коллекции народной игрушки со всего мира. Представление в собрании игрушек разных стран дает следующие преимущества: во-первых, появляется возможность прослеживания исторического взаимодействия, влияния, трансформации сюжета и формы в зависимости от местных условий. Контекст может быть шире границ политической карты. Так, чтобы понять место французского сантона в системе народной игрушки, необходимо рассмотреть его в ряду фигурок бытового и религиозного сюжета Италии и Испании.
Во-вторых, возникают условия для сравнения технологических принципов.
Предоставляется база и для других различных исследований.
Если коллекция обширная и разнонаправленная, то могут образовываться подразделы внутри одного собрания, например, по типу игрушки, игровому принципу – колокольчики, копилки и т.д.
Полнота и богатство подобных коллекций позволяют делать выставки с самой различной тематикой, существующей для народного искусства.
Конечно, и этот подход не без проблем: требуется много места для экспонатов, нужно постоянно и точно вести работу над каталогом, необходимо познакомиться с огромным количеством информации, чтобы грамотно развивать такую коллекцию.
Каждый метод имеет свои недостатки, однако без определения вообще каких бы то ни было структурообразующих принципов, получаем простое перечисление со слабыми внутренними связями.
И наоборот, точность выбора ограничивающих принципов привносит осознанность и цельность в процесс формирования коллекции. Определение структурообразуюших принципов – необходимая процедура в процессе развития собрания, понимания коллекционирования как специальной деятельности. Выбор темы определит судьбу коллекции, ее место и значение.
Правильный подход к созданию коллекции позволяет сделать из своего собрания не только предмет гордости, но и удобный инструмент для исследования народной игрушки.

Скачать презентацию с иллюстрациями (2,72 МБ) и доклад «Формирование коллекции народной игрушки и проблемы ее классификации» (90,7 КБ) в формате PDF.

%d такие блоггеры, как: