Традиционная народная хореография

В последнее десятилетие среди российских фольклористов значительно вырос интерес к этнохореографии. Отвечая этому профессиональному и общественному запросу, в Центре русского фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова данным направлением занимается сектор актуализации.

Перед сектором стоят разнообразные задачи. Одной из основных является научное освоение и распространение широкого спектра знаний о традиционной хореографии. Сотрудники сектора — участники проводимых Центром фольклорных экспедиций в разные регионы нашей страны. Некоторые обнаруженные на местах явления народной культуры, получили признание как объекты нематериального культурного наследия и представлены на интернет-портале «Культура РФ».

В 2017 году сектор начал работу по публикации книг и статей на сайте Центра по народной хореографии. Большинство из них давно стали библиографическими редкостями и часто недоступны для тех, кто интересуется русским танцем.

Сотрудники сектора организуют мероприятия по научному обсуждению проблем традиционной хореографии, участвуют в конференциях, круглых столах, конгрессах, публикуют научные статьи и доклады. Важная сфера деятельности — это научно-методическая работа. Сотрудники сектора организуют и проводят семинары и мастер-классы по русскому танцу в России и за рубежом. Они входят в состав экспертных советов и жюри многих конкурсов и фестивалей фольклора. Многократно сотрудники сектора выступали на радио и телевидении, в интернете и других средствах массовой информации.

Сектор актуализации выступает в качестве инициатора проведения таких общественно значимых проектов, как Всероссийский фестиваль русского танца «Перепляс», Мастерская русского танца, которые способствуют повышению хореографического мастерства и расширяют репертуар исполнителей традиционной пляски. Большинство мероприятий отражены на интернет-страницах на сайте ЦРФ. За годы существования сектора этнохореографии в нем успешно трудились и внесли большой вклад в его становление Надежда Андреевна Григорьева, Светлана Вячеславовна Кашаева, Анастасия Александровна Тихонова. Главным идейным вдохновителем и руководителем долгие годы являлся профессор МГИК, заслуженный работник культуры РФ, известный исследователь и преподаватель русского танца Алексей Иванович Шилин. Сейчас работу по данному направлению ведет эксперт по традиционной народной хореографии, магистр Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой Сивкова Мария Александровна.


Проекты Центра русского фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова по традиционной народной хореографии

I Всероссийский фестиваль русского танца «Перепляс»
II Всероссийский фестиваль русского танца «Перепляс»
III Всероссийский фестиваль русского танца «Перепляс»
IV Всероссийский фестиваль русского танца «Перепляс»
Школа русского танца «Перепляс»
Мастерская русского танца «Перепляс»


 Публикации по русскому народному танцу
с комментариями Алексея
Ивановича Шилина


Русские пляски для детей: методическое пособие. М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1953. 160 с.

Комментарий А.И. Шилина:

Книга «Русские пляски для детей», опубликованная в 1953 году — первое и, пожалуй, единственное методическое пособие по народному танцу такого масштаба. Она вышла в издательстве Академии педагогических наук РСФСР, что позволило привлечь в ряды авторов известных ученых (В.П. Ивинг, А.В. Руднева)  и ведущих специалистов-хореографов (Т.А. Устинова, В.В. Окунева).

Кроме материалов о русской пляске, описания постановок танцев читать далее…

 

 


Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / Общая ред. и послесл. М. Левина. М.: Искусство, 1964. 368 с.

Комментарий А.И. Шилина:

«Образы русской народной хореографии» Касьяна Ярославича Голейзовского — книга по-своему уникальная. Автор – один из самых значительных российских балетмейстеров, яркий и оригинальный экспериментатор в области танцевального искусства, оказавший большое влияние на его развитие, талантливый художник и поэт. Приняв мысль Новерра «Балетмейстер должен обладать энциклопедической культурой», Голейзовский стремится к читать далее…

 

 


Пляска донских казаков в постановке И. Петренко. Репертуарный сборник художественной самодеятельности. — М.: 1951. — 31 с.

Комментарий А.И. Шилина: 

Мужская казачья пляска является одним из наиболее ярких и самобытных явлений отечественной традиционной хореографической культуры. В силу ряда объективных и субъективных причин казачья пляска в ХХ веке подверглась большому разрушению. Диструктивные процессы проходили не одномоментно, а постепенно. По этой причине больший интерес представляют ранние публикации материалов.

«Пляска донских казаков» в постановке И. Петренко, опубликованная в Репертуарном сборнике для армейской художественной самодеятельности читать далее…


Кубанские танцы (методические рекомендации). Краснодар: Краевой научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы управления культуры Краснодарского крайисполкома 1989. — 189 с.

Комментарий А.И. Шилина:

Научный и практический интерес вызывают издания областных и краевых научно-методических центров и домов народного творчества, посвященные региональным народно-танцевальным традициям. Обычно они выходили небольшими тиражами и имели малое распространение за границами исследуемых краев и областей. Одна из таких редких книг – «Кубанские танцы (методические рекомендации)» – издана в Краснодаре в 1989 году Краевым научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительской работы Управления культуры Краснодарского крайисполкома. Объем книги 190 страниц. Издание малобюджетное, напечатано на желтоватой бумаге, нет оглавления, не все тексты возможно прочитать читать далее…

Статьи и методические пособия по собиранию, изучению и освоению русского народного танца

Кунин А., Лапин В. К проблеме русских хороводов // Народный танец: проблемы изучения. СПб, 1991. С. 11-29. (Фольклор и фольклористика. Вып. 11).

Милютин В. Фольклорный танец: сбор, запись, терминология. Методическое пособие. Чебоксары, 1998. 43 с.

Шилин А.И. Опыт экспедиционной работы по исследованию народной хореографии // Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской конференции 23 ноября 1998 года / Отв. ред. С.Л. Браз. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. С. 143-148.

Шилин А.И. Неизвестный русский танец // Народное творчество. 2006. №3. С. 12-16.

Шилин А.И. Специфика преподавания танца на народно-певческих кафедрах // Актуальные проблемы хореографического образования: материалы международной научно-практической конференции. Март 2007. М.: МГУКИ, 2008. С. 102-110.

Шилин А.И. Традиция мужского исполнительства в русской народной хореографии // Мужской сборник: Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика. Мужской фольклор / Сост. И.А. Морозов. Отв. ред. С.П. Бушкевич. – М., Лабиринт, 2001. – С. 177 – 183.

Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. М., 1981. 44 с.