Сектор этнохореографии

В последнее десятилетие среди российских фольклористов значительно вырос интерес к этнохореографии. Отвечая этому профессиональному и общественному запросу, в Государственном центре русского фольклора создано специализированное подразделение — сектор этнохореографии.

Перед сектором стоят разнообразные задачи. Одной из основных является научное освоение и распространение широкого спектра знаний о традиционной хореографии. Сотрудники сектора — участники проводимых Центром фольклорных экспедиций в Архангельскую, Брянскую, Владимирскую, Костромскую, Новгородскую области. Некоторые обнаруженные на местах явления народной культуры, получили признание как объекты нематериального культурного наследия и представлены на интернет-портале «Культура РФ» Министерства культуры.

В 2017 году сектор начал работу по публикации книг и статей на сайте ГЦРФ по народной хореографии. Большинство из них давно стали библиографическими редкостями и часто недоступны для тех, кто интересуется русским танцем.

Сотрудники сектора организуют мероприятия по научному обсуждению проблем традиционной хореографии, участвуют в конференциях, круглых столах, конгрессах, публикуют научные статьи и доклады. Важная сфера деятельности — это научно-методическая работа. Сотрудники сектора организуют и проводят семинары и мастер-классы по русскому танцу в России и за рубежом. Они входят в состав экспертных советов и жюри многих конкурсов и фестивалей фольклора. Многократно сотрудники сектора выступали на радио и телевидении, в интернете и других средствах массовой информации.

Сектор этнохореографии выступает в качестве инициатора проведения таких общественно значимых проектов, как Всероссийский фестиваль русского танца «Перепляс», Мастерская русского танца, которые способствуют повышению хореографического мастерства и расширяют репертуар исполнителей традиционной пляски. Большинство мероприятий отражены на интернет-страницх на сайте ГЦРФ. За годы существования сектора этнохореографии в нем успешно трудились и внесли большой вклад в его становление Надежда Андреевна Григорьева и Светлана Вячеславовна Кашаева. Сейчас сектор возглавляет профессор МГИК, заслуженный работник культуры РФ, известный исследователь и преподаватель русского танца Алексей Иванович Шилин, младший научный сотрудник сектора — аспирант МГИК, участница ансамбля «Иван Купала» Анастасия Александровна Тихонова.


Школа русского танца «Перепляс»

В 2017 году Государственный центр русского фольклора ФГБУК «Центр культурных стратегий и проектного управления (Роскультпроект)» Министерства культуры Российской Федерации совместно с Московским государственным музыкальным театром фольклора «Русская песня» под управлением Н.Г. Бабкиной проводит цикл вечеров Школа русского танца «Перепляс».

Цель Школы – презентовать перед широкой публикой и поделиться опытом коллективов фольклорно-этнографической направленности, в которых реализован успешный опыт по освоению традиционной хореографии.

В программу презентаций коллективы включают следующие темы:

  • ​ Экспедиционные впечатления (с показом видео)
  •  Рассказ об особенностях осваиваемой коллективом хореографической традиции
  • ​ Методика обучения
  • ​ Мужская пляска, женская пляска
  • ​ Традиционный костюм
  • ​ Хореографический репертуар
  • ​ Показ традиционных танцев и песен определенного региона

Каждое занятие Школы завершается танцевальной вечёркой, которую проводят участвующие коллективы. Они учат и танцуют со зрителями свои любимые традиционные танцы.

Автор проекта Школа русского танца «Перепляс» А.И. Шилин

Первое занятие Школы — 18 марта 2017 года.


 Публикации по русскому народному танцу
с комментариями Алексея
Ивановича Шилина


Русские пляски для детей: методическое пособие. М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1953. 160 с.

Комментарий А.И. Шилина:

Книга «Русские пляски для детей», опубликованная в 1953 году — первое и, пожалуй, единственное методическое пособие по народному танцу такого масштаба. Она вышла в издательстве Академии педагогических наук РСФСР, что позволило привлечь в ряды авторов известных ученых (В.П. Ивинг, А.В. Руднева)  и ведущих специалистов-хореографов (Т.А. Устинова, В.В. Окунева).

Кроме материалов о русской пляске, описания постановок танцев читать далее…

 

 


Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / Общая ред. и послесл. М. Левина. М.: Искусство, 1964. 368 с.

Комментарий А.И. Шилина:

«Образы русской народной хореографии» Касьяна Ярославича Голейзовского — книга по-своему уникальная. Автор – один из самых значительных российских балетмейстеров, яркий и оригинальный экспериментатор в области танцевального искусства, оказавший большое влияние на его развитие, талантливый художник и поэт. Приняв мысль Новерра «Балетмейстер должен обладать энциклопедической культурой», Голейзовский стремится к читать далее…

 

 


Пляска донских казаков в постановке И. Петренко. Репертуарный сборник художественной самодеятельности. — М.: 1951. — 31 с.

Комментарий А.И. Шилина: 

Мужская казачья пляска является одним из наиболее ярких и самобытных явлений отечественной традиционной хореографической культуры. В силу ряда объективных и субъективных причин казачья пляска в ХХ веке подверглась большому разрушению. Диструктивные процессы проходили не одномоментно, а постепенно. По этой причине больший интерес представляют ранние публикации материалов.

«Пляска донских казаков» в постановке И. Петренко, опубликованная в Репертуарном сборнике для армейской художественной самодеятельности читать далее…


Кубанские танцы (методические рекомендации). Краснодар: Краевой научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы управления культуры Краснодарского крайисполкома 1989. — 189 с.

Комментарий А.И. Шилина:

Научный и практический интерес вызывают издания областных и краевых научно-методических центров и домов народного творчества, посвященные региональным народно-танцевальным традициям. Обычно они выходили небольшими тиражами и имели малое распространение за границами исследуемых краев и областей. Одна из таких редких книг – «Кубанские танцы (методические рекомендации)» – издана в Краснодаре в 1989 году Краевым научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительской работы Управления культуры Краснодарского крайисполкома. Объем книги 190 страниц. Издание малобюджетное, напечатано на желтоватой бумаге, нет оглавления, не все тексты возможно прочитать читать далее…

Статьи и методические пособия по собиранию, изучению и освоению русского народного танца

Шилин А.И. Опыт экспедиционной работы по исследованию народной хореографии // Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской конференции 23 ноября 1998 года / Отв. ред. С.Л. Браз. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. С. 143-148.

Шилин А.И. Неизвестный русский танец // Народное творчество. 2006. №3. С. 12-16.

Шилин А.И. Специфика преподавания танца на народно-певческих кафедрах // Актуальные проблемы хореографического образования: материалы международной научно-практической конференции. Март 2007. М.: МГУКИ, 2008. С. 102-110.

Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. М., 1981. 44 с.