Белорусский феномен в центре Европы

19–22 июня 2014 г. в небольшом районном центре Октябрьский Гомельской области Белорусии прошел VIII Республиканский фестиваль фольклорного искусства «Берегиня».

Этот фестиваль – уникальное явление современной славянской культуры, возникшее на основе живого традиционного народного творчества – танцевальной, песенной, инструментальной, сказительской, декоративно-прикладной аутентичной культуры белорусов, сохранившейся в разнообразных локальных проявлениях во всех историко-этнографических регионах Белорусси: на Поозерье и Полесье, Поднепровье и Понеманье, в центральной ее части.

В основе фестиваля – инновационный проект «Традиционная культура и дети», смысл которого в приобщении детей, студенческой и рабочей молодежи к ценностям традиционного искусства, причем приобщении теми способами и методами, которые присущи самой народной культуре – путем устного ее усвоения и имитации.
У «Берегини» были предшественники – фестивали «Белорусская полька», «Медоцкий край и его таланты», также ориентированные на аутентичные формы традиционной культуры, детей и молодежь. «Берегиня», обобщив их опыт, стала фестивалем особого типа. Во-первых, в настоящее время он единственный на Беларуси, который в условиях постмодернистской культурной парадигмы (с ее уклоном в псевдо- и даже антикультуру) последовательно нацелен на извечные человеческие ценности; во-вторых, этот фестиваль не просто отдельное мероприятие, это целенаправленная долгосрочная программа по выявлению, возрождению, изучению и внедрению в практику воспитательно-образовательной работы учреждений культуры и образования разнообразных форм традиционной культуры; в-третьих, фестиваль обращен к молодежи и ставит одной из главных своих задач пробуждение не только ее художественной креативности, но и чувства национальной гордости; наконец, фестиваль объединяет общей идеей представителей по меньшей мере трех поколений, среди которых носители традиционной культуры старшего поколения, их молодые преемники, ученые и практики, работники культуры и образования. В целом, для участников фестиваля, его организаторов и зрителей «Берегиня» – это своеобразный мост, соединяющий прошлое и будущее через современность.

Автором идеи и концепции фестиваля, а также бессменным – вот уже на протяжении 20 лет – научным и художественным руководителем является ведущий белорусский этнохореолог, педагог, режиссер Николай Алексеевич Козенко, более 40 лет своей жизни отдавший исследованию белорусской народной танцевальной культуры и практике возрождения, преемственности, популяризации и распространения ее ценностей. Всей своей деятельностью он подчеркивает актуальность и остроту вопросов, встающих перед человеком начала ХХІ века: что из века ХХ-го человек возьмет в век ХХІ-й? какие стремления будут у тех, кто придет после нас? какие ценности будут для них наиболее важными? Одним из ответов, дающих надежду на новый подъем духовности и является фестиваль фольклорного искусства «Берегиня» – абсолютно оригинальный, «ниначтонепохожий» инструмент сохранения коренных традиций белорусов, вокруг которых концентрируется жизнеутверждающая энергия нации.

Тамара Варфоломеева, кандидат искусствоведения

Фото А. И. Шилина