Ансамбли фольклорно-этнографического направления. Петербург

Часть третья. Ансамбли Санкт-Петербурга

спбгуФольклорный ансамбль Петербургского Университета
Традиции Пинежья, Усть-Цильмы, Устьянского района Архангельской области, Ленинградской, Псковской и Брянской областей. Участники ансамбля – студенты СПбГУ. Художественный руководитель – Екатерина Владимировна Головкина.

домостройФольклорные ансамбли «ДОМОСТРОЙ» и «МОЛОДЁЖНЫЙ ДОМОСТРОЙ».
Казачья и северорусская традиции

Двадцать лет назад в Санкт-Петербурге при Государственном Университете (тогда еще ЛГУ) был создан фольклорный ансамбль “Домострой” под руководством Алексея Захарова и Елены Якубовской. Шли годы, в ансамбле стали появляться семьи, подрастали дети. Тогда было принято решение создать молодежную группу при ансамбле. Так и появился “Молодежный Домострой”. Дети вырастали, составы “Молодежного Домостроя” менялись, но сам он оставался жить, став “неувядаемым цветом” питерского фольклорного процесса. Здесь изучают северное народное пение, пляски, хороводы, учатся шить традиционный костюм, общаются, а нередко здесь складываются и семьи.

спбконсервФольклорный ансамбль Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской государственной консерватории был создан при Лаборатории народного музыкального творчества в 1976 году. Основатель и художественный руководитель коллектива (до 2008 года) – выдающийся русский этномузыколог, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов, кандидат искусствоведения, профессор и заведующий Кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории, президент общественной организации «Российский фольклорный союз» Анатолий Михайлович Мехнецов. Импульсом для создания коллектива послужила идея практического приобщения к собранному в экспедициях материалу, желание осознать и почувствовать русскую песню изнутри. Исполнительство, наряду с экспедиционной деятельностью, стало одним из важнейших способов изучения традиционной музыкальной культуры. Лучшие старинные обрядовые песни, пляски и наигрыши, записанные от народных исполнителей на Русском Севере, в Псковской, Смоленской, Новгородской, Брянской областях и Сибири, составляют основу репертуара ансамбля, который постоянно обновляется. В последнее время Фольклорный ансамбль Петербургской консерватории с особым интересом работает над изучением особенностей знаменного пения на основе дошедшей до нашего времени и сохранившейся в культуре старообрядцев уникальной традиции «пения по книгам». В концертах звучат знаменные распевы Войновского женского монастыря, казаков-некрасовцев, а также духовные стихи и былины, принадлежащие разным музыкально-стилевым традициям России. Особое внимание уделяется теме «Народная песня в творчестве русских композиторов, писателей и поэтов», позволяющей обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Стравинского, Шолохова, Шукшина и раскрыть образно-поэтическую и стилевую связь их сочинений с подлинными образцами народных традиций. В настоящее время художественным руководителем Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории является заведующая Кафедрой этномузыкологии, научный руководитель Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза композиторов Галина Владимировна Лобкова.

руссобычайТворческое объединение “РУССКИЙ ОБЫЧАЙ”
Ансамбль более пятнадцати лет занимается изучением русской традиционной культуры, а именно активно осваивает и исполняет русские обрядовые песни, традиционные наигрыши на старинных формах музыкальных инструментов; изучает старинные обычаи и обряды; участвует в фольклорных экспедициях по глубинке России. В репертуаре ансамбля: песни Архангельской, Псковской, Ленинградской, Белгородской, Курской, Воронежской, Брянской областей. Так же осваиваются песенные традиции старожилов Сибири, казаков Дона, Терека, Кубани.
Достаточно разнообразен репертуар ансамбля «Русский обычай» в жанровом отношении. Это и календарно-обрядовые песни, лирические и протяжные песни, фольклорные детские игры, различные формы молодецких забав. Художественные руководители – Сергей и Юлия Чернышёвы.

братинаМужской фольклорный ансамбль казачьей песни «БРАТИНА»
Ансамбль «Братина» был образован в октябре 1995 года. Ансамбль целенаправленно занимается изучением, сохранением и этнографически достоверным воспроизведением песенной традиции терских и гребенских казаков. Формально ансамбль «Братина» был и остается любительским по форме, но высокопрофессиональным, по сути, коллективом. Ансамбль объединяет в своём составе педагогов, профессиональных музыкантов, профессоров питерских ВУЗов, докторов и кандидатов наук, студентов – казаков по духу и по происхождению. Коллектив ведёт активную концертно-просветительскую работу по популяризации казачьего фольклора.
Системный подход в освоении мужских тембральных основ этнографического вокала, фольклорные экспедиции по хуторам и станицам терских и гребенских казаков, стремление к историческо-этнографической достоверности в исполнении произведений казачьей песни, изучение характерной хореографической и диалектной типологии фольклора казаков Северного Кавказа – всё это позволило ансамблю подойти вплотную к материалу, который является культурной жемчужиной гребенского и терского казачества.
Художественный руководитель – Чирков Юрий Ефимович.

чапураЖенский фольклорный ансамбль казачьей песни «ЧАПУРА»
Основной состав ансамбля сформировался из студентов, будущих этномузыкологов и искусствоведов Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, студенток Санкт-Петербурского университета культуры и искусств, выпускниц других ВУЗов и школьниц. Участницы коллектива выезжают в летние и зимние фольклорные экспедиции по казачьим станицам Северного Кавказа, Ставропольского и Краснодарского края. Непосредственно общаясь с носителями традиции, девушки «из уст в уста» перенимают традиционные приемы исполнения, манеру, стилистические особенности той или иной местной локальной традиции. Опираясь на приобретаемый собственный собирательский и исполнительский опыт, ансамбль получает мощную методологическую научную базу в Фольклорно-этнографическом центре им. А.М. Мехнецова.

белозерьеФольклорный ансамбль “БЕЛОЗЕРЬЕ”
Фольклорный ансамбль “Белозерье” существует уже более 8 лет при храме святых Петра и Павла Санкт-Петербургского Педагогического университета. Одно из главных направлений деятельности ансамбля – изучение народной хореографии. На данный момент в репертуаре  хороводы шести берегов Белого моря (Терского, Кандалакшского, Поморского, Онежского, Карельского, Летнего). Коллектив продолжает ездить в экспедиции: на Белое море, в Архангельскую, Ленинградскую, Вологодскую области. Важным для коллектива является возвращение традиции в те места, где она бытовала. Так, например, в сёла Гридино и Сумпосад (Белое море), ансамбль приезжал с репертуаром этих деревень. Сейчас коллектив занимается песенным материалом Ленинградской области. Художественный руководитель – профессиональный хореограф Галина Владимировна Емельянова.

горницаФольклорный ансамбль «ГОРНИЦА»
Фольклорный ансамбль “Горница” был создан на базе Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества “Современник” Выборгского района Санкт-Петербурга в 1994 году. В основе деятельности ансамбля лежит работа, направленная на всестороннее освоение русской традиционной культуры: фольклора, обрядов и праздников, традиционного костюма, рукоделия. Обращение к аутентичным культурным традициям России, использование этнографически достоверных материалов и форм традиционного воспитания и обучения является главной составляющей в деятельности коллектива. В репертуаре ансамбля песни, танцы, игры, фрагменты народного театра, обрядов, записанные участниками ансамбля в фольклорно-этнографических экспедициях в различные регионы России. За годы существования коллектива состоялись выезды в Смоленскую, Брянскую, Архангельскую, Ростовскую, Новгородскую области, Краснодарский край. Значительную часть репертуара составляют песни Жуковского района Брянской области.

Часть первая. Ансамбли Москвы
Часть вторая. Ансамбли Подмосковья