Ангелина Бугровская. Образы русского фольклора в современной авторской керамике. Доклад на III Конгрессе фольклористов

В начале XXI века значимой составляющей современной системы пластических искусств России является керамика.
Современная российская керамика претерпевает значительные изменения и отражает художественные тенденции своего времени. Многообразие в пространстве современной культуры нашей страны, появление сложных и неожиданных явлений, открытий в области технологий, активное внедрение медийных возможностей в область искусства влекут за собой существенное преобразование художественно-пластического языка на фоне появления новых неустоявшихся идей, образов, а главное, явного изменения критериев ценности, понятий и смыслов творчества.

lina

Именно поиск новых путей развития в мировом искусстве сегодня, когда осмысление корневой основы, представленной традиционной культурой, становится верным ориентиром, обуславливает актуальность настоящего исследования.
Примеры воплощения образов устного народного творчества в керамическом материале много веков существуют в народной игрушке, архитектурной керамике и изразцах. На рубеже XIX-XX веков — времени формирования декоративной станковой и монументальной авторской керамики в России, как самостоятельного вида искусства, сюжеты из русского эпоса воплощали в глине М. Врубель, Н. Андреев, С. Малютин и множество других талантливых художников.
Начало новаторских творческих поисков в этом направлении пришлось на середину 1970-х гг: время утраты ощущения родины и сакральных смыслов. Обращение к архетипическим образам в 70-е годы, как возрождению утраченного и забытого, прослеживается не только в искусстве керамики, но и в литературе писателей-деревенщиков, и в кинематографе, в частности фильм Элема Климова «Прощание с Матерой». Эти творческие переклички и параллели в искусстве примерно одного времени совершенно неслучайны. Обусловленное известными историческими событиями, само движение искусства требовало возвращения к вечному. В это время в декоративном искусстве также произошли заметные перемены, в результате которых керамика обрела совершенно новые качества и сферы применения, отражавшие повышенный интерес художников к истории, литературе и архитектуре.
Сегодня одна из тенденций в современном российском искусстве керамики, попавшем под влияние всеобщей глобализации, нивелирующей все национальное, по-прежнему остается обращение к творческому опыту предшествующих поколений, изучение и сохранение лучших традиций многовековой народной культуры.танец козликов
В творческом диалоге с наиболее устойчивыми тенденциями прошлого современные художники нередко создают произведения, способные органично соединить глубокое осмысление традиции с поисками собственной художественной индивидуальности. Обращение к метафорам, символам и мифотворчеству способствует рождению удивительного творческого языка и нового прочтения самобытных идей и образов русского фольклора.
Г. В. Ф. Гегель справедливо отмечал, что наследование является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, принципами и богатствами и вместе с тем материалом, который подвергается обработке, обогащается и сохраняется. (Гегель. Соч. т. 9, М., 1936, с. 11)
В поисках корней нашей культуры, узловой связи природы с сущностью человека современные художники часто обращаются к памятникам народного словесного творчества, дошедшим до нас по большей части благодаря самоотверженному труду исследователей русского фольклора, а также к памятникам материальной культуры, отображающим синкретическое космологическое представление о мире наших предков. Архетип, как первичный образ, положенный в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом все чаще возникает в сюжетах современных художников-керамистов.
Примером синтеза традиции и новаторства служит творчество выдающихся художников-керамистов: А. Камардина (г. Тверь), С. Воробьева (г. Москва), Г. Сметаниной (г. Рязань), Е. Расторгуева (г. Москва), Г. Визель (г. Ханты-Мансийск). Круг художников — керамистов, обращающихся в своих произведениях к сюжетам народного эпоса гораздо шире. Выбор наследия конкретных мастеров для исследования обусловлен их тесной связью с национальными и региональными традициями, доминированием темы образов русского фольклора в творчестве, ценностью творческого опыта.
Различное воплощение схожих образов в едином материале, во многом определяющем специфику декоративного пластического языка, различный выбор приемов формообразования и декора, более пристальное внимание к тому или иному традиционному сюжету в работах этих мастеров нередко носит отпечаток регионального колорита.
Серия Предстоящие животные---Так, в работах А. Камардина органично сосуществуют мифические существа и персонажи народных песен и прибауток: его произведениям присущи отголоски древнего синкретического мироощущения, необычная пластическая интерпретация русских напевов. Узнаваемые по манере исполнения композиции мастера отличаются новаторством и разнообразием приёмов.
Начало творческих поисков мастера пришлось на середину 1970-х гг.
Крепкую основу и стойкий интерес к традиционному искусству художнику дали детские годы, прожитые в ремесленной среде известного фаянсового завода в г. Конаково и последующее обучение в Абрамцевском художественном училище.
Ведущая тема в творчестве А. Камардина — бытие и мироощущение русского человека: праздничные фольклорные образы и деревенские мотивы.
Заслуживает особого внимания авторская интерпретация древнего славянского праздника в композиции «Солнцеворот» (1990 г.) Центр композиции — простая форма чаши, ассоциирующаяся с обрядом. Композиция представляет своеобразный авторский орнамент, объёмный знак. Следует отметить, что солнцеворот является архетипом и одним из названий солярного символа. Динамику и ощущение бесконечного движение создают расположенные вокруг чаши овальные пласты с изображениями фрагментов вышивки птиц. Образ дополняет контраст гладких и шероховатых фактур, а также сложный зеленовато-коричневый колорит: охристые тона с красными акцентами. Здесь и обрядовость и материальность и земное бытие.
Со временем доминантой в творчестве мастера становятся пространственные композиции, в которых главную роль играет синтез пластики и активного цвета. Авторский почерк А. Камардина отличает работа отдельными циклами, что предполагает вариации на тему узнаваемого мотива. В таком авторском методе преодолевается замкнутость отдельного предмета, его самоценная значимость.Композиция Песни лета ваза 34х14, ваза 22х29х9 глина, эмали,2010
Пример тому серия «Ах да Ох» (2010 г.), декоративные скульптуры серии «Прибаутки» (2009 г.), в которых на языке пластики интерпретированы русские народные напевы. В них лирика соседствует с драматизмом, звучит юмор и гротеск народного фольклора.
В характеристике фигур и ритмической интерпретации художником костюмов композиции «Тверичанки» (1995 г.) преобладает органичность крестьянской модели мироздания, в пластическом решении – монолитность формы. В этой композиции художник сочетает разные по характеру лаконичные формы, обладающие гармонией пропорций, чистотой линий, красотой материала и звучностью цвета.
Опираясь на традиции русского лубка, художник создаёт работу по мотивам тверских частушек «Тверские козы» (2007 г.) В ней соединились увлечение национальным искусством и стремление к поиску выразительного решения. Позже художник многократно возвращается к этой теме, наполняя её новыми жизненными наблюдениями. Композиция «Тверские козы» (2007 г.) вызывает ассоциацию с определёнными человеческими типами. Чтобы понять замысл автора, необходимо обратится к коннотациям этого образа в разных видах фольклора.
Мажорное звучание цвета в композициях «Тверские козы» и «Тверичанки», ассоциируется с ярким колоритом русского народного костюма. Художник творчески интерпретирует орнаментальные мотивы вышивки, создавая сложный ритмический рисунок в технике росписи подглазурными красками по белой эмали.русалка
Необычная по тематике и манере исполнения серия «Славянские Боги» демонстрирует виртуозное владение технологией. Сочетая различные приёмы работы с материалом в одной композиции, автор комбинирует рельефные и плоскостные решения, создаёт сложные фактуры, напоминающие старинные рукописи, передавая дух времени. Оригинальность его манеры — в синтезе пластики с приемами графики и в тщательной детализации. В данном случае художник в полной мере раскрывает различные качества глиняного материала. Поэтому его произведения в высшей степени керамичны, а нанесённые на них орнаменты обретают материальную знаковость. Возникает ощущение, что это языческий полиптих, состоящий из элементов, выполненных в разных техниках. Автор как бы увлекается пристальным рассмотрением древней символики. Фрагментарные композиции здесь составлены путём комбинирования языческих символов в одну композиционную структуру. К теме языческой мифологии художник обращается постоянно, в результате чего возникают как рельефные, так и объёмно пространственные изображения поэтических образов славянских божеств.
Отличительной особенностью творчества А. Камардина является органическая связь с древнерусской художественной традицией, уважение к которой не мешает художнику убедительно использовать формальный язык современного искусства.IMG_9813
Темы языческой мифологии получают особое пластическое звучание в произведениях талантливой рязанской художницы Г. Сметаниной. Ведущие образы в ее творчестве – архаическая модель мироздания, славянское Древо Жизни. Мотив Древа жизни здесь трактуется как идеальное космологическое мироустройство, достижение и постижение гармонии мира. В работах этого мастера, в певучих плавных линиях силуэтов фигур, сложному колориту, созвучному протяжным напевам, вдохновившим их, поэтические образы русских старинных песен приобретают свое пластическое воплощение. В композициях господствует симметрия, композиционное равновесие, не статика, а скорее плавная мелодика движения.
Идея воплощения фольклорных образов наших предков в керамическом материале пронизывает все творчество художницы. Она была увлечена фольклором со времени обучения в художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. Автор и сейчас занимается изучением записей аутентичного пения алтайских народов, собранных во время фольклорных экспедиций, а также исследованием традиции и быта алтайских народов, воссоздавая на этой почве образы в керамическом материале. Обращение к подобной узкой тематике влечет чувство генетического родства: семья художницы с Алтая, но мастер живет в живописном городе Рязани. В работах мастера звучит голос самой природы, самой древности, незнакомый и таинственный.
Архитектоническая ясность произведений Г. Сметаниной, виртуозное владение материалом завораживают. Удивление и живой интерес вызывают композиционные решения автора, многомерность, выраженная разномасштабностью символических, выразительных в своей знаковой обобщенности фигурок птиц и зверей. Величественную всеобъемлющую красоту мироздания в восприятии наших предков художник раскрывает простым и понятным языком. Занимательность образа здесь достигается в единстве с декоративным замыслом. Огромное идейно-содержательное значение сконцентрировано в работах, обобщенных практически до знака. Таким образом, художница решает сложную задачу воплощения образа мироздания пластическими средствами выразительности.IMG_9810
Так, Г. Сметанина разрабатывает множество вариаций древа жизни, вследствие чего возникают серии «Дивный сад» и «Предстоящие животные».
Творчество Е. Расторгуева близкое условности и гротескности народной традиционной культуры, заимствует острый и выразительный язык красок и форм фольклора.
Ученик Сергея Герасимова воспитанный одновременно на базе реалистической школы живописи, опыта французского импрессионизма, постмодернизма и авангарда начала ХХ века и «сурового стиля» создаёт самобытные керамические работы. Уроженец Нижегородской губернии, Расторгуев с детства был окружен предметами народного творчества, эмоциональной средой народного быта, сохранившимся почти не тронутым вековым укладом провинции. Синтезировав полученный творческий опыт, Расторгуев нашел индивидуальный художественный язык. Расторгуев — мастер «плоть от плоти» народной культуры, обращение к традиционному народному творчеству как возврат к истокам для него гармонично.
Композиции выполнены из шамота. В процессе экспериментов с составом керамической массы были найдены благородные оттенки цвета обожженного черепка: от приглушенно-медного, охристого, розового до голубого и зеленого, — а также тонкая цветовая палитра росписи окислами металлов и авторский метод декорирования медной проволокой. Сказки – аллегории, гротески, сценки провинциального быта – сюжеты необычных керамических произведений Е. Расторгуева, удивляющих неожиданностью исполнения и композиционного решения: «Кентаврик из Городца», «Мужик с русалкой», «Выпускатель птичек», «Дама и её ухажёры», «Звонарь», «Чаепитие», «Укротитель львов» «Выпускатели птиц»
Керамика Евгения Расторгуева основана на традиции народной игрушки, в ней прослеживается предельная обобщённость форм, деталей.
В композициях «Дама и её кавалеры», «Прогулка на холмах», «Даритель цветов» мастер изображает русскую жизнь, как в фольклоре, затейливо и гротескно. Расторгуеву удаётся передать духовную силу, нравственную мощь и житейскую мудрость народной среды. Творчество Евгения Расторгуева находится на стыке мифа и реальности, органично соединяя историю и современность, как новое развитие пластики народных форм возвращает зрителей к истокам существования Руси и её народа.
Таинство древних обрядов удивительным образом оживают в декоративных композициях современной художницы Г. Визель. Её творчество проникнуто мотивами борьбы света и тьмы, начала и конца жизни, корневой связи человека и вселенной, поиском единства всего сущего.
Югра, Югория — так в VI-XV веках в русских летописях и исторических документах называлась территория, занимаемая народами ханты и манси, коренным населением Полярного Урала и Западной Сибири. Прошлое этих народов в их преданиях, сказаниях и мифах, героическом эпосе о славных предках, вознесенных потомками до божества, признанных духами- покровителями и почитаемых вплоть до настоящего времени. Сегодня эти далекие предания обретают зримое воплощение в работах Г. Визель. Художнице интересна героическая романтика северного фольклора. Образы живой правды, мужества и смелости, в поэтической красоте которых жившие ранее народы выразили своё чувство прекрасного, понимание и любовь к природе. Также обширный пласт работ в творчестве художницы посвящен ритуальным обрядам народов обских угров.
Образность художественного мышления, способность средствами керамики осмыслить философские и религиозные верования народов ханты и манси – позволила художнице создать уникальные произведения. Работая в технике глазурной и подглазурной росписи в сочетании с росписью солями и эмалями, художница достигает эмоционально-выразительного живописного эффекта. Тончайшее поэтичное чувство материала, органичное единение росписи и архитектоники в художественном замысле выделяет творчество мастера. Даже при известной общности, естественно вытекающей из единства Красноярской школы авторской керамики, художница достаточно индивидуальна в своем творчестве.3
Для Сибирской школы характерно обращение к историческим художественным традициям народов, населяющих край, опыту местного народного творчества. Работы красноярских керамистов часто адресуют наше сознание к древним идолам, украшенным магическими символами и знаками. Сегодня мы воспринимаем эти знаки как орнаментальную вязь, но за ними скрыты ещё не разгаданные нами мудрость и опыт древних. Архаические формы языческих божеств, каменные дольмены, испещренные магическими рисунками, которые разбросаны по хакасской земле и хранятся в музее Абакана, стали тем фундаментом, на котором строят свои пластические решения сибирские керамисты. Особенная окраска, региональный колорит выделяют школу среди других в художественном пространстве нашей страны.
Г. Визель часто объединяет различные вариации на одну тему в циклы. Такова серия «Северные фантазии». Ансамблевость – одна из черт творчества мастера. Так, «Эхо предков» (1989 г.) — декоративная композиция, состоящая из девяти предметов, отличающихся матовыми поверхностями и характерными архаичными орнаментами. В произведении отражается авторская интерпретация глубоко изученной темы, благодаря чему древние сказания наполняются живым дыханием нашего времени. Художнице удается протянуть незримую нить от современности к далекому прошлому.
Многофигурная композиция «Праздник медведя» (1990 г.), созданная по мотивам сибирских мифов — яркий пример того, как современный художник пластически осмысляет языческую культуру. Это произведение отличает трехчастное деление: «Медвежье капище», «Золотая баба», «Праздник медведя».
Боги и духи – бесконечная тема, интересующая художницу, для воплощения которой она находит в современности яркие и правдивые образы. Глубокое художественное переосмысление символов, характерных именно для данной народности, позволило мастеру найти лаконичный меткий образ, форму, доведённую до знака. Характерный символ ее творчества — триединый стержень «человек – зверь – птица», пронизывающий традиционное искусство коренных народов и олицетворяющий вечный круговорот жизни, в котором связь верхнего, среднего и нижнего миров нерушима.
Цветовая гамма, отождествляющаяся с «Богами и духами», разнообразна: от белого полупрозрачного, акварельных зеленых и голубых тонов до насыщенного ультрамарина и терракоты. Колорит каждого произведения не только выполняет функцию одного из средств выражения художественного замысла автора, но и является символическим отражением специфики культа того или иного божества. Например, преобладание белого цвета обусловлено его традиционной ассоциативностью с культом поклонения Богу верхнего мира Нуми Торуму. Характеристику образа подчеркивает мастерски подобранное сочетание фактур, светотеневая игра.
С помощью изысканно подобранной палитры цветных глазурей, солей и металлических окислов Г. Визель создает впечатление тонкой мерцающей живописи.
Живое осмысление эмоциональной глубины образов древней мифологии Севера удивительно. Композиция «Калтащ-Ими» — изображает божество, сидящее на лощади, медленно бредущей по священной реке времени. Поэтический образ пронизан тишиной и покоем. Художница размещает на гриве и крупе белого коня маленькие фигурки тотемных зверей и птиц.
Часто встречающийся образ оленя в творчестве художницы возникает не случайно. Огромное значение имеет это животное для кочевников Севера как основа их существования: еда, одежда и способ передвижения. В композициях Г. Визель стилизованный образ оленя, окруженный орнаментальными знаками, — мифологический персонаж. Еще одним важным мифологическим образом является медведь, а также птица чайка – символ божества, проявляющего себя знаком. Наиболее распространенные элементы древних северных орнаментов ,и сегодня широко представленных в жизни современных хантов, манси, ненцев и зырян на ритуальных покрывалах, одеждах, сумках, ножнах, упряжи и накидках на оленей и нарт: оленьи рога, зубы щуки — линейный ряд последовательно соединенных треугольников.
Таким образом Г. Визель делает попытки прочувствовать и отразить ощущение мира наших предков, наполненного знаками и символами.
Важно отметить, что само обращение к образам русского фольклора в современной авторской керамике — явление, заслуживающее особого и пристального внимания и изучения, поскольку это не только воплощение эволюции в керамике, вобравшей в себя черты своего времени, но и сохранение и переосмысление великого и уникального в своем роде опыта предков. Дальнейшее пополнение культурного богатства человечества невозможно представить без усвоения достигнутого. Представленные мастера, обладая узнаваемым творческим почерком, находят собственный образный ряд и интерпретируют ценности народного искусства применительно к новому времени, раскрывая их в ином, более глубоком значении и приближая зрителя к сакральному пониманию истоков и корней народа. Приняв и осмыслив эти материальные и духовные ценности, соединив традицию и современный творческий взгляд, художникам – керамистам удалось выстроить устойчивый фундамент для дальнейшего движения и развития искусства.

Иллюстрированная презентация «Образы русского фольклора в современной авторской керамике» (12,9 МБ)Скачать

%d такие блоггеры, как: