Шилин А. И. Молодёжная вечёрка

Активный интерес к традиционной народной культуре, в том числе к аутентичному песенно-танцевальному творчеству, – отрадный факт нашего времени. Этот интерес проявляется по-разному, выявляя и активизируя в разное время те или иные формы фольклора, как, например, вечёрки. На вечёрках проводили досуг, знакомились, веселились, состязались и в непринуждённо-игровой форме постигали основы традиционной культуры, учились песенно-танцевальному мастерству, оттачивали его. Собственно эти особенности вечёрок как средства быстрой и демократичной трансляции традиционной культуры в современную действительность и привлекли сегодня внимание специалистов в области фольклора, этнографии, сферы массово-культурной, досуговой и образовательной деятельности. Результат оказался успешным.
IMG_7847
Сегодня во многих регионах России вечёрки не просто возрождаются, но и приобретают большую популярность среди взрослых и молодёжи, выполняя также роль семейного и клубного досуга. Редакция приглашает читателей рассказать на страницах студии о том, как проходят сегодня вечёрки в их городах, посёлках, регионах.
В последнее десятилетие всё большую популярность в Москве приобретают молодёжные вечёрки, организуемые клубами русского танца. Общепризнанный факт, что в современном обществе продолжаются процессы, углубляющие дефицит межличностного общения. Компьютерная революция приковала к мониторам нынешнее поколение детей и молодёжи. Но наряду с этим появляются и оригинальные формы общения. Одна из таких форм получила распространение в разных странах – flashmob (когда по предвари¬тельной договорённости в определённом месте, чаще на улице, собираются люди и танцуют определённые танцы).
z_3466e655
Что отличает эту форму межличностного общения от уже несколько надоевших ночных клубов? Это общность всех участников акции, здоровье и обучающий момент. Все эти задачи ставят перед собой и клубы русского танца, проводящие вечёрки. Только они осваивают не чью-то хореографию и культуру, а свою, родную. Причём знаменательно, что эти досугово-развлекательные вечера рассчитаны не только на узкий круг «фанатов» фольклора, но и на самый широкий круг участников. На вечёрку может придти любой желающий.
«Все ведь раньше – и девчата, и ребята плясуны были. В каждой деревне не было ни одной девчонки или парня, чтобы он не плясал. И нас ведь никто не учил плясать. Сам вот так и отшибал дроби. Как заиграют на гармошке, я уж и начинаю, как сумеют ноги…» – рассказывал нам о деревенских вечёрках один из известных плясунов Костромской области Николай Маркович Лебедев (1919 г.р.) из города Кологрив. В многочисленных фольклорных экспедициях по России автору приходилось встречать утверждения информантов, что танцевать раньше умели все. Именно танцы и пляски были основным занятием на вечёрках, регулярных досуговых собраниях деревенской молодёжи, по всей стране.
z_bd8c7008
Вплоть до Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. в России народный танец был широко распространён в быту, являясь неотъемлемой частью деревенской молодёжной культуры. Обучение традиционному танцу происходило стихийно, о чём и говорит Николай Маркович. Но в послевоенные годы, согласно «спущенным сверху» директивам, повсеместно стали насаждаться «благородные городские» танцы. Однако полностью искоренить столь любимые народом традиционные пляски было непросто.
z_a272495b
Интересен рассказ заведующей клубом села Ножкино Костромской области Октябрины Валентиновны Беловой 1937 года рождения о судьбе кадрили в послевоенной деревне. «Был перелом, был… Танцевали в старом клубе всю эту кадриль, козулю – все танцевали. Из райкома партии придут, посмотрят: «А! Что вы здесь танцуете?!» Начали на семинарах нас перестраивать на вальсы на разные. И было время, что мы и вальсам-то не научились, и кадрили отставили. А потом какая-то женщина из Москвы сказала: «Давайте!… Да вы что?…Танцуйте!»»
Практически во всех целевых экспедициях по сбору хореографического фольклора, которые проводились автором в 90-е годы, удавалось найти интересные образцы русских народных танцев, которые, несмотря на гонения и нападки, продолжали жить в деревнях.
Большой удачей в популяризации аутентичного русского танца в Москве было привлечение к этой работе Константина Васина (г. Владимир). Ему удалось не только расширить круг участников, но и собрать творческую команду музыкантов – И. Бокарева, А. Чапковского, Р. Ломова. Клуб русского танца получил название «Крутуха».
В настоящее время клуб народного танца в Московском культурном центре «ДОМ» возглавляет талантливый «танцмейстер» Илья Ахрамеев. С 2009 г. клуб носит название «Туда-Сюда». В клубе 1-2 раза в месяц собираются более 100 человек и в течение нескольких часов увлечённо отплясывают бытовые русские танцы: кадрили, метелицы, лансье, польки, краковяки, водят хороводы, играют в традиционные игры. Состав посетителей клуба русского танца очень разнообразен. Кроме постоянных участников, хорошо знающих большинство исполняемых танцев и быстро осваивающих новый предложенный репертуар, всегда есть и новички. Ведущим вечёрки приходится оперативно ориентироваться, меняя план ведения в зависимости от ситуации, складывающейся в зале.
Таким образом, вечёрки сегодня становятся своеобразной демократичной школой обучения всех желающих русскому народному танцу. Форма досуга, существовавшая ранее повсеместно в деревенской традиционной культуре, обрела новую жизнь в городской среде. Кроме лидера вечёрочного движения – клуба народного танца «Туда-Сюда» в Культурном центре «ДОМ», в Москве успешно работают и другие аналогичные клубы: Центр традиционной культуры «Русские морозы» (лидер – Сергей Мещеряков); Студия народной пляски спортивно-исторического клуба «Аркона» ЦКИ «Авангард» (лидер – Сергей Козлов); «Гуляй нога» (лидер – Станислав Зверев) и другие. В Новосибирске, Вологде, Твери, Саратове, Норильске, Тольятти, Санкт-Петербурге и других городах проводят постоянные танцевальные вечёрки талантливые энтузиасты русского народного танца. Повсеместно стало доброй традицией большинства фольклорных фестивалей и конкурсов каждый день заканчивать танцевальными вечерами.
z_210efa18
С 2010 года вечёрки проводятся Государственным республиканским центром русского фольклора совместно с кафедрой русского народно-певческого искусства Московского государственного университета культуры и искусств.
Вечёрка проходит в рамках «Мастерской русского танца». Её программа предполагает не только вечёрочный вариант для всех зрителей и артистов, но и концерт-показ танцев различных регионов России автором этой статьи вместе со своими студентами.
Каждый из пяти курсов в течение учебного года изучает и осваивает хореографическую традицию определённого региона. При этом используются экспедиционные записи, видео¬материалы и описания практически утерянных на данный момент аутентичных танцев, работа по восстановлению которых сегодня ими ведётся…
DSC_6677_cr
DSC_6504_cr
DSC_6430_cr

А.И. ШИЛИН

Впервые опубликовано в журнале «Народное творчество», № 2, 2012

Скачать в формате PDF

%d такие блоггеры, как: